За год в Улан-Удэ количество желающих учить язык увеличилось более, чем на 3000 человек. Освоить азы бурятской речи стремятся и сельчане. Рекорды бьют Окинский и Закаменский районы. Среди отличившихся также Курумканский, Еравнинский, Кижингинский, Иволгинский и Селенгинский. Если в 2014 году национальный язык изучали лишь 48 % школьников Бурятии, то в 2015-м – уже 66 %.
- Позитивную динамику обеспечили, прежде всего, те районы, где в прошлом учебном году показатели были отрицательными, – рассказал 5 октября на правительственном брифинге замминистра образования Бурятии Баир Жалсанов. – В Баргузинском районе охват детей, изучающих бурятский, увеличился с 45 до 70 %, в Курумканском – с 68 до 98 % и в Мухоршибирском – с 56 до 82 %, а в Улан-Удэ – на 3294 человека.
По словам замминистра, возросло и количество учителей, преподающих бурятский язык как государственный: в образовательных учреждениях республики даже не осталось вакансий.
С заявлением журналистов о том, что популярность национального языка, особенно среди молодёжи, в последнее время падает, в ведомстве не согласны – впрочем, как и с тем, что повышенное внимание этому предмету уделяют всего раз в год, во время традиционного «месячника».
- На средства, которые выделяются в рамках госпрограммы по сохранению и развитию бурятского языка, Министерство образования проводит конкурс на лучший мультипликационный фильм, – отметил Баир Жалсанов. – Поступило уже 15 заявок.
Напомнил замминистра и о первой бурятской радиостанции.
- Это тоже дополнительная языковая среда, – заявил он.
И всё же, по мнению чиновников, обучать азам бурятской речи детей должны именно родители.
- Нельзя возлагать это только на органы власти: если семья, малая ячейка общества, не будет уважать свой родной язык и разговаривать на нём, все старания и финансовые вливания, разовые или многократные мероприятия нужного результата не дадут, – подчеркнул Жалсанов.
Председатель комитета по межнациональной политике администрации главы и правительства Бурятии Михаил Харитонов и вовсе посоветовал журналистам побывать на мероприятиях, посвящённых популяризации национального языка.
- Чтобы подобных вопросов не было, сходите, посетите их, пообщайтесь с участниками и сами сделайте вывод, для «галочки» они проводятся или нет. Внесите свой вклад, – поучал представителей СМИ Харитонов.
Кстати, есть и ещё одна проблема: учителя бурятского языка жалуются на нехватку часов для обучения детей. Однако в Минобразования пояснили: чтобы решить этот вопрос, школам придётся перейти на шестидневную учебную неделю.
- Мы должны понимать, что на территории России действуют единое образовательное пространство и базисный учебный план, согласно которому все часы должны проставляться в том объёме, который прописан, – заметил замминистра. – И для школ, которые хотели бы внедрить углублённое изучение бурятского, практически не остаётся свободных часов, максимум – один или два. Потому им необходимо переходить на шестидневный рабочий режим вместо пятидневного.
При этом обязательно должно учитываться мнение родителей школьников. А вот принадлежность к той или иной национальности особой роли не играет, считают в Минобразе.
- Дети, будь то бурят, армянин или русский, находятся на одинаковых стартовых позициях. Есть две группы, одна – для владеющих, другая – для не владеющих бурятским языком. А механизм оценивания для каждой одинаков. Мне кажется, что составлять какие-то механизмы по отдельным национальным признакам – это утопия, – сообщил Баир Жалсанов.