Установление границ водоохранной зоны Байкала не нарушает права населения прибайкальских регионов. Об этом в своем письме сообщил замминистра природных ресурсов и экологии России Семен Леви. В своем послании чиновник дал развернутый ответ на коллективное обращение жителей Бурятии, проживающих на берегу Байкала.
Напомним, полемика вокруг постановления о создании водоохранной зоны на побережье озера разгорелась в марте этого года. Тогда оно было утверждено правительством страны. На территориях, которые примыкают к береговой линии Байкала, федеральные власти установили специальный режим хозяйственной и другой деятельности «в целях предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов». Закон снял ограничения на строительство заводов по производству хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий.
Но и без запретов не обошлось. Например, обустраивать общественные туалеты, кладбища и мусорные полигоны население прибрежных зон отныне не имеет права. Регистрация прав на земельные участки там приостановлена.
Ученые и общественники республики, в целом, негативно отнеслись к новым «охранным границам». Во многом из-за того, что нормы водоохранной зоны противоречат пунктам принятого ранее закона об охране Байкала.
Также позицию по водоохранной зоне выразили, например, сенатор от Бурятии Арнольд Тулохонов и депутат Госдумы Михаил Слипенчук. Последний в интервью БМК назвал постановление «большой глупостью».
Кроме того, жители Усть-Баргузина собрали 7 тысяч подписей под петицией об отмене водоохраной зоны на Байкале и отправили ее в аппарат президента. В документе говорилось о том, местным жителям не оставили иного пути кроме, как навсегда покинуть обжитые места.
Границы водоохранной зоны озера Байкал, практически совпадают с границами центральной экологической зоны Байкальской природной территории (БПТ).
- Режим водоохранной зоны не устанавливает запрет на земле- водо- и иное природопользование, в том числе и на оборот земельных участков, расположенных на таких территориях, - говорится в письме замминистра. - А также не ограничивает право на рыбную ловлю, выпас сельскохозяйственных животных, распашку земель, деятельность, связанную с лесозаготовкой и переработкой древесины.
Минприроды напомнило, что Водным кодексом РФ также установлен запрет на размещение в границах водоохранных зон новых кладбищ, скотомогильников, автозаправочных станций и станций технического обслуживания.
- Вместе с тем законодательство не содержит запрета на эксплуатацию кладбищ, скотомогильников, автозаправочных станций и станций технического обслуживания, которые введены в эксплуатацию до вступления в силу пункта 5 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ от 1 января 2007 года, – сообщает Леви.
При этом в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов. При этом такие объекты должны быть оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
- Предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины запрещена, - отмечают в Минприроде. Однако напоминают, что «граждане вправе заготавливать древесину в установленном порядке для собственных нужд».