«Хитч-хайкинг» или автостоп - бесплатное передвижение на попутном транспорте с согласия водителя. Основной принцип автостопа – взаимная выгода и автостопщика и водителя. Путешественник получает бесплатный проезд, а водитель - интересного собеседника в дальней дороге.
Зародился автостоп в Америке с появлением первых автомобилей, около 100 лет назад. Изначально он носил стихийный характер. Большую роль в развитие автостопа внесли битники и хиппи. Автостоп давал им возможность путешествовать и знакомиться с разными людьми, не тратя денег, которых у них обычно и не было. В России первым «автостопщиком» в шутку называют Михаила Ломоносова, который добрался до Москвы за три недели на попутном гужевом транспорте.
В современной России автостоп пользуется довольно большой популярностью. Автостопщики страны ежегодно собираются весной на «эльбу» (слёт автостопщиков), который проходит в лесу, возле деревни Ижицы, примерно посередине трассы Москва-Санкт-Петербург (М10).
Но у автостопа как и у всякого вида деятельности есть свои хитрости и нюансы. Автостопщики Улан-Удэ поделились своим опытом бесплатного путешествия с infpol.ru.
«Куда вы направляетесь?»
Раджана и Дима начинающие автостопщики, а в жизни самые обычные студенты. Но их объединяет любовь к экстриму и к путешествиям. Ребята – любители роупджампинга, экстремального вида спорта, заключающегося в прыжке с верёвкой с высокого объекта. В конце лета они увидели объявление о прыжке с 55-метровой башни, располагающейся недалеко от Ангарска, и загорелись желанием съездить туда и «полетать». Раджана предложила поехать автостопом из Улан-Удэ, а Дима, будучи лёгким на подъём и открытым ко всему новому, тут же согласился.
- Мы ехали не только ради одного прыжка, нам был важен сам процесс путешествия. Того как мы доберёмся до цели и вернёмся обратно, - делятся ребята.
Автостопщики благополучно добрались до цели, пересаживаясь на девять машин, всего за 6 часов. Приехав вечером к назначенному пункту, ночевали прямо в палатке недалеко от башни. Совершив утром «полёты» с башни, путешественники двинулись в обратный путь.
- Мы потусовались там на башне буквально двадцать минут, - смеётся Дима.
По словам ребят, у автостопщиков есть свои нюансы.
- Ты «стопишь» на дороге, большой палец вверх. Когда машина останавливается, нужно спросить сначала «Куда вы направляетесь?», и только после того как водитель ответит, сказать свой пункт назначения. Если вдруг водитель не понравится, ты можешь ответить «ой, а мне в другую сторону», например. Также очень важно, как ты одет. Автостопщик должен выглядеть ярко, чтобы его хотелось подобрать и подвезти, - говорят ребята.
Студенты отмечают важность быть открытым и общительным.
- Когда садишься в машину, нужно обязательно общаться с водителем. Нам попадались очень хорошие, интересные люди. Многие сами пробовали автостоп, некоторые сами увлекаются путешествиями, поэтому они видели нас и подбирали. Один водитель обещал нас подвезти в Долину вулканов в Окинский район. Автостоп – это не только экономия денег, но и новые знакомства, два в одном! – говорит Раджана.
Но были и небольшие трудности у ребят.
- Вечером нас подобрали молодые парни на джипе. Так как было темно, мы не сразу разобрали, что за люди в машине. Когда сели, поняли, что молодые люди подвыпившие. Водитель выпивал прямо за рулём. Они направлялись в Новосибирск и потребовали от нас денег за проезд. Потом и вовсе сказали, мол, поедете с нами до Новосибирска. К счастью, всё обошлось благополучно, и впечатления, в целом, от поездки не испортились, - рассказывают автостопщики.
Увлечение ребят автостопом их друзья особо не поддерживают.
- Либо говорят «сумасшедшие», либо «ой, круто, тоже хочу так», но бездействуют, - пожимают плечами Дима и Раджана.
Где нельзя «стопить» или от Байкала до Великой Китайской стены
Арсалан и Даниэла – «офисные воротнички», которые не прочь разнообразить скучную рутинную жизнь яркими событиями. Два года назад они поехали автостопом в Китай.
Идея поехать автостопом от Байкала до Великой Китайской стены у влюблённых появилась спонтанно. До поездки путешественники не раз были в Китае, поэтому знали язык и ориентировались в стране по бумажным картам. До цели добрались за шесть дней, используя легковой и грузовой транспорты.
- Мы в основном ориентировались на грузовой транспорт, потому что водитель-дальнобойщик в основном едет один. Однообразная дорога и музыка быстро наскучивают, а интересные собеседники не дадут заскучать и заснуть в дороге, - говорит Арсалан.
Влюблённые путешественники ночевали прямо в дороге в машинах, а иногда водители приглашали их к себе переночевать.
- Главное быть открытым, не скрывать своих целей, если ты будешь открытым с людьми, то и к тебе будет совсем другое отношение. Нужно просто наслаждаться общением с людьми. За час езды с попутчиками нам казалось, что мы уже давние друзья. Попадались очень добрые люди. Некоторых просто распирало от доброты. Многие нас даже снабжали едой, - улыбается Арсалан.
По словам молодых людей, очень важно выбрать место «стопа».
- Был один очень интересный момент. Мы зашли в придорожное кафе, где в основном останавливаются дальнобойщики. Увидев, наш баннер с надписью «Великая китайская стена» они очень удивлялись. Мы им объясняли про автостоп. Потом один дальнобойщик говорит, что нас видел целых три раза и хотел подобрать. Но мы были в неудобных местах для остановки: то на подъёме, то, наоборот, на спуске, а такие большегрузы просто не могут остановиться там по техническим причинам. В итоге, приближалась ночь, а ночью дальнобойщики обычно отдыхают. Но в виде исключения наш дальнобойщик всё-таки подвёз нас ночью, - рассказывают они.
От поездки у ребят осталась масса впечатлений.
- На всю поездку мы потратили, вы не поверите 750 рублей, - смеётся Арсалан.
Автостопщиков поразила смена климатических поясов.
- Когда мы ехали на машине, мы видели смену климатических поясов. От умеренного пояса мы перешли к субтропикам. Мы видели на горизонте где-то вдали дым, но когда подъехали ближе это оказался туман - высокая концентрация влажности. Сразу же температура высокая, и там росла кукуруза! Это было здорово, впервые ощутили смену поясов, - говорит Арсалан.
Добравшись до Великой Китайской стены, побывав там несколько дней, домой путешественники прилетели на самолёте.
Возраст не помеха
Алиса – такая же импульсивная и энергичная как девочка-тёзка из фантастической книги. 41-летняя Алиса и примерная мать, и заядлая путешественница. Странствовать она также предпочитает автостопом.
«Стопить» девушка начала ещё в 90-х годах, тогда она держала путь в Санкт-Петербург. На вопрос не страшно ли было одной странствовать, автостопщица отвечает, что она по жизни оптимист, и не допускала плохих мыслей.
- Автостоп – это экономия денег, едешь куда хочешь, люди все разные попадаются, я по Бурятии много ездила автостопом - например, на Байкал, - говорит Алиса.
Этим летом Алиса, вместе с другом Алексеем, решили поехать автостопом во Владивосток.
- Я много раз была на Западе, а вот во Владивостоке не была до той поездки ни разу, просто захотелось познакомиться с городом. Я вообще планирую переехать в будущем в другой город, вот и заодно решилась осмотреться, - добавляет девушка.
До заветного города путешественники добрались благополучно, нашли себе множество приключений на свои головы, получили массу эмоций.
- Мы жили пару дней в палатке прямо на берегу моря, слышали такое громкое кваканье лягушек, - улыбается автостопщица. – Мне нравится жить в палатке. А ещё во Владивостоке прямо в городе был запах свежескошенной травы, это было просто невероятно. Домой возвращаться совсем не хотелось.
Подруг в свои путешествия Алиса давно не зовёт. Все давно замужем, обзаведены семьёй и нелегки на подъём.
У автостопщиков много своих словечек. Алиса нам пояснила о «тюленях».
- Когда мы едем на попутке, бывает, нам встречаются люди, которые идут не спеша на окраинах населённых пунктах до какой-нибудь деревни, они либо не останавливают машины, а если останавливают, то частенько одаривают их денежкой. Мы их называем «тюленями» за голосующую расслабленную как ласта руку, - смеётся девушка.
Справка infpol.ru
Автостоп был развит и даже поощрялся в СССР. В 1964 году постановлением Центрального совета по туризму данная форма путешествия была введена повсеместно во всех союзных республиках, краях и областях огромной страны. Предполагалось, что такой способ путешествия позволит тысячам людей интересно провести свой отпуск, каникулы или выходные.
Ездить автостопом разрешалось путешественникам, достигшим шестнадцати лет и зарегистрировавшихся в местной туристической организации. После регистрации человек решивший путешествовать автостопом должен был получить специальную книжку с талонами «Автостопа», которая выдавалась туристическим клубом или туристической секцией на производстве. Талон «Автостопа» заполнялся фамилией и именем туриста, его маршрутом следования и был своего рода документом, разрешавшим подвоз человека абсолютно бесплатно. Остановив машину, турист-автостопщик должен был заполнить и отдать часть талона водителю, который обязывался сохранить талон у себя. Для водителей подвозивших туристов организовывались розыгрыши ценных призов.
Официально автостоп в Советском союзе просуществовал до середины семидесятых годов, а потом его вычеркнули из допустимых способов передвижения по стране.