По всей видимости, за торфяные пожары в Кабанском районе Бурятии решили взяться всерьез. Случилось это после того, как «зеленые» доложили о подземной катастрофе у берегов Байкала главе России Владимиру Путину.
Справедливости ради скажем, что определенные успехи имеются. Уже 70 локализованных очагов торфяных возгораний в Кабанском районе находятся на контроле оперативного штаба. По данным огнеборцев, дальнейшее распространение огня не наблюдается.
Гринпис уполномочен предупредить...
Напомним, проблему горящих торфяников еще в ноябре 2014 года подняли местные жители. Они рассказали о том, что из-за бездействия местных властей они уже несколько месяцев живут буквально в пелене дыма, не видя солнца сутками.
На горящие в Бурятии торфяники обратило пристальное внимание российское отделение Гринпис. 1 октября «зеленые» на Совете по развитию гражданского общества и правам человека сообщили президенту страны Владимиру Путину о том, что в Бурятии горят тысячи га торфяников.
Исполнительный директор Гринпис России Сергей Цыплёнков назвал основные причины пожарных катастроф: это несвоевременное реагирование на чрезвычайные ситуации, искажение фактов и статистики о лесных пожарах, а также бездействие МЧС. Также «зеленые» отметили, что готовы подать заявление в генеральную прокуратуру о бездействии бурятского главка МЧС. Но спасатели сказали, что горящие торфяники не входят в сферу их полномочий.
Тем не менее, спустя некоторое время, МЧС, совместно с республиканскими и районными властями, все-таки приступило к тушению пожаров.
Меры и деньги
Как рассказали в пресс-службе правительства, основные мероприятия по обводнению очагов торфяных пожаров проведены в течение трех месяцев – с июля по сентябрь. Из республиканской казны на борьбу с горящими торфяниками было выделено 9,9 млн. рублей. Причем большая сумма этих денег уже потрачена.
Для тушения пожаров по решению Вячеслава Наговицына сформировали межведомственную рабочую группу под руководством зампреда правительства республики Николая Зубарева. 6 октября на совещании оперативного штаба зампред дал поручение обследовать пожары и присвоить каждому номер с закреплением ответственного.
На пожарах задействовали тяжелую технику: бульдозеры, самосвалы, пожарно-насосные станции и одну рукавную пожарную машину. С прошлой недели к тушению пожаров примкнули подразделения МЧС, они тушат торфяники на землях федерального значения. Всего на пожарах трудится 17 единиц техники и 23 человека.
Также, как ранее сообщал infpol.ru, в тушении торфяников участвуют волонтеры и добровольцы.
На 12 октября проведена вся работа по дополнительному обследованию территорий с целью возможности использования насосных станций на базе автомобиля ЗИЛ-131. Параллельно бригада пожарных из 7 человек тушит торфяной пожар №71 на площади 3 га.
По мнению начальника ГУ МЧС России по РБ Виктора Михайлова для тушения необходимы глобальные мероприятия:
- Мы рассмотрели эту ситуацию со всех сторон с привлечением ученых. Принято решение проводить мероприятия глобальные, связанные с обводнением территорий с изменением русла рек, с проведением инженерных мероприятий, чтобы обеспечить закачку воды, которая будет исчисляться сотнями тысяч тонн.
По словам главы Кабанского района Сергея Савватеева, на оперативность тушения торфяников повлияло и то, что горящие территории – в большинстве своем федеральные земли сельхозназначения, тушить которые не может ни республика, ни муниципалитет.
Сейчас подрядчики выполняют работы по восстановлению дороги вдоль магистрального канала местной оросительной системы. После чего к месту будет доставлено оборудование водовыпуска для обводнения очагов возгорания торфа. Всего за два дня - 10 и 11 октября - восстановлено 800 метров дороги.
С июня в местах выявления пожаров силами муниципалитета было прорыто порядка 12 километров ограждающих траншей, сделано 30 перемычек и около 60-ти водовыпусков, которые способствовали заполнению водой крупных очагов.
- Выгорание и просадка дорог значительно замедляет доставку техники и людей к местам тушения. Глубина залегания горящего торфяного слоя составляет от 1,5 до 6 метров, температура горения может доходить до 1500 градусов Цельсия, - сообщают в пресс-службе правительства Бурятии.
Причины и выводы
Как сообщают чиновники, возгорание торфа произошло в результате переосушения торфяного покрова, связанного с жаркой и засушливой погодой, недостаточным количеством осадков, снижением уровня грунтовых вод.
- Порядка 19 лет сохраняется период маловодности, последние два года у нас время экстремальной маловодности. Выпадение осадков составило порядка 60%, - сообщил министр природных ресурсов Юрий Сафьянов.
Есть сомнения
Однако окажутся ли все эти меры эффективными? Как рассказал infpol.ru координатор штаба по тушению и содействию тушения пожаров в Бурятии Солбон Санжиев, имеются определенные сомнения. На прошедших выходных Солбон в качестве волонтера побывал на горящих торфяниках.
- Кто-то говорит о том, что всему причиной засуха, и она циклична, это природный фактор, и с ним не поспоришь, - рассказал Санжиев. – Я побывал там, общался с местными. Торфяные пожары были всегда, горели и сами тухли, но сейчас все иначе, потому что нет грунтовых вод. Их уровень упал, и пожары теперь могут тлеть годами вне зависимости от времени года и выпадения осадков.
Как рассказал волонтер, заливание горящих торфяников водой и выкапывание траншей для локализации пожаров могут стать лишь мерами «для галочки».
- Я копал траншеи в рост взрослого мужчины, и на дне земля была теплой! Пожар запросто может перекинуться под траншеей и распространиться дальше. Заливка тоже не всегда помогает, потому что пожар может тлеть и под ней. Помогает только глубокая перекопка грунта тракторами и лопатами, - рассказал Солбон Санжиев.
По словам волонтера, торфяные пожары буквально высушивают землю и растительность на ней.
- Я ходил, тыкал пальцем, щупал, нюхал, земля превращается в пепел, на котором ничего не растет, деревья и травы высушены, чиркни спичкой и все загорится, - считает волонтер. - И в следующем году опять будут лесные пожары. Исчезают леса и вместе с этим, особенно на фоне засухи, мы получаем низкий уровень грунтовых вод, плюс сюда же вырубка и мелиорация, и снова торфяные пожары. Замкнутый круг получается. Пора бить тревогу, чтобы не остаться жить в пустыне.