Причиной недовольства зампреда правительства республики стали торфяные пожары. На сегодня на территории Кабанского района зафиксировано более 70 подземных возгораний. Несмотря на усилия местных и республиканских властей, справиться с ними пока не удаётся. Кто виноват и что делать? Такие вопросы обсуждали на заседании комиссии по чрезвычайными ситуациям 14 октября.
Усилия результатов не дают
В начале заседания слово взял зампред правительства Бурятии по развитию инфраструктуры Николай Зубарев.
- Мы думали, что расстанемся до весны, и будем встречаться в другой обстановке, но ситуация, которая сложилась с торфяными пожарами, вынуждает нас собираться довольно часто, – с грустью констатировал он. – То, что стоит хорошая погода, это, наверное, очень хорошо. Но торфяники разгораются, и даже те усилия, которые мы прикладываем для их тушения, пока результатов, к сожалению, не дают.
Особенно сложная ситуация сложилась в Кабанском районе республики.
- Причины столь массовых возгораний торфяников очевидны. Первое – это суровые климатические условия: ни для кого не секрет, что последние 19 лет Бурятия находится в так называемом периоде малой водности. А последние два года признаны экстремально маловодными. Выпадает 60 % от установленной нормы осадков. Снижается уровень грунтовых вод, – отметил в своём докладе глава Минприроды Бурятии Юрий Сафьянов.
Всё это, по его словам, приводит к возникновению торфяных пожаров.
- Ещё одна причина – это само техническое состояние Кабанской осушительно-оросительной системы, – продолжил Сафьянов. – По оценкам экспертов, её износ составляет порядка 80 %. Мы не всегда можем подогнать технику и доставить людей, чтобы потушить там очаги возгорания.
Сказывается выгорание и просадка дорог. За полгода на тушение торфяников в Кабанском районе из резервного фонда республики было выделено в общей сложности 12 миллионов рублей: два – в феврале и ещё десять – в июне. А недавно не борьбу с подземными пожарами направили ещё 9,9 млн. рублей.
- В общей сложности за счёт средств республиканского бюджета сегодня потушено более 1325 га торфяных пожаров, из них 1125 га расположены на федеральных землях, – рассказал министр. – Сегодня тление очагов происходит в основном на второй очереди Кабанской осушительно-оросительной системы.
Совместно с МЧС местные власти составили карту горящих торфяников. Согласно последним данным, в районе сегодня действует 71 пожар на общей площади около 350 га.
- На всех участках горение слабое, задымления на федеральной трассе и в населённых пунктах не наблюдается, превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ, по данным Роспотребнадзора, не зарегистрировано. По нашей оценке, угрозы населённым пунктам нет, – подчеркнул Сафьянов.
На борьбу с горящими торфяниками брошено 40 человек и 17 единиц техники. В тушении помогает и МЧС.
В чём эффективность?
МЧС, в свою очередь, отчиталось о проделанной работе.
- Проведено обследование мест торфяных пожаров, определены места работы для подразделений федеральной противопожарной службы – это участок на 341 километре автодороги Р258 и вторая очередь оросительной системы возле населённого пункта Большая речка на площади около 30 га, – сообщил представитель ведомства. – На первый участок 9 октября была направлена пожарная техника, в период с 9 по 13 октября для тушения было перекачано 125 куб. м. воды. Потушено 50 % пожара. В настоящее время на тушении задействован 21 человек личного состава МЧС и 6 единиц техники.
В МЧС отмечают: главной проблемой остаётся отсутствие достаточного количества воды в природных водоисточниках. Это не позволяет обеспечить полноценной работу пожарно-насосной станции.
Заметим, что потушить подземные пожары можно только методом затопления. Сегодня подрядчики выполняют работы по восстановлению дороги вдоль магистрального канала местной оросительной системы. После этого к месту можно будет доставить оборудование водовыпуска для обводнения очагов возгорания торфа.
Николай Зубарев поинтересовался, насколько эффективно работает станция.
- Качают 100-200 кубов, в то время как её производительность гораздо больше. В чём эффективность? Просто жечь ГСМ? – спросил он.
- На полную мощность станция не работает, – подчеркнул представитель МЧС.
- Почему?
- Отсутствует необходимое количество воды в открытых водоисточниках.
- Ну и смысл тогда в этой станции? Нужно тогда искать другую схему тушения, – возмущённо заявил Зубарев.
Не предоставили информацию
Впрочем, не только это вызвало критику зампреда. Оказывается, до 9 октября администрация Кабанского района должна была представить в правительство республики обращение и смету на тушение второй очереди торфяных пожаров на оросительной системе, но по каким-то причинам этого не сделала. Не предоставило никакой информации и ОАО РЖД, которое обязали организовать тушение огня в пределах отвода железных дорог.
- Железнодорожники есть? – окинул грозным взглядом присутствующих Николай Зубарев. – Доложите, почему не выполняете решения КЧС.
Как выяснилось, железнодорожники ведут наблюдение за полосой отвода.
- Тогда почему МЧС докладывает одно, а вы – другое? Прошу вас больше этого не повторять. Всю полосу отвода, которая идёт по железной дороге, возьмите под постоянный контроль, – поручил зампред.
«Потом не обижайтесь...»
Но больше всех на заседании КЧС досталось главе Кабанского района Сергею Савватееву. В начале своего выступления он рассказал, что, помимо торфяных, в районе действует один лесной пожар площадью 5 га.
- Локализация намечена сегодня на 17 часов, – сообщил он.
За неделю удалось окопать 250 га торфяного пожара, часть возгораний затопили. Проложили около 10 километров ограждающих траншей, восстановили 4,7 км. эксплуатационных дорог.
- За прошедшую неделю произведена отсыпка дороги вдоль магистрального канала протяжённостью 800 метров, окопано 9 мелких очагов на площади до 15 га и затоплено 20 га горящих площадей. Это итог работы за прошедшую неделю, – отметил Сергей Савватеев.
В заключение он попросил включить в протокол заседания вопрос о выделении средств на закупку дополнительного топлива для пожаро-насосной станции. Эта просьба Николая Зубарева, судя по его реакции, не обрадовала. Да и отчётом главы района он остался недоволен.
- Есть карта, на которой указаны все номера пожаров. Давайте говорить конкретно: такой-то пожар локализован. А говорить поверхностно и ни о чём давайте сразу прекратим. Это первое. Второе: почему не выполняется протокол заседания ЧС, которое проходило в вашем районе? Почему сегодня МЧС докладывает, что подрядчики не работают, что воды нет и тушить нечем? И так далее. Вы это поясните. Почему эти вопросы не решаются и когда они будут решены? – зампред разошёлся не на шутку.
- Я так чувствую, вы опять всё на район сваливаете, – не удержался от реплики Савватеев. – Ну да ладно, это дело третье. Мы реку Кабанью ещё в апреле перекрыли, остался только санпропуск.
Но дело, как выяснилось, не только в нехватке воды для тушения: дороги вдоль магистрального канала местной оросительной системы не ремонтируются, а юристы не оформили претензии к собственникам земель, где зарегистрированы поземные пожары.
- Почему документы не переданы в суд? Ещё вопросы задавать? И не надо обвинять правительство в том, что оно всё «свалило» на район. Пока ЧС районного масштаба, – бушевал Николай Зубарев.
- Если бы ничего не делали, всё бы было в дыму, весь Кабанский район, – защищался Савватеев.
- Да у вас и так всё в дыму! У вас 71 пожар, на карте они все определены – и ничего конкретного я из вашего доклада не услышал. Когда эти возгорания будут ликвидированы и что для этого надо? Ещё раз повторяю: почему подрядчик не увеличил группировку и не отсыпает в три смены дороги, почему по реке Кабанья не принимается решение, и она не перекрывается совсем? Почему не обеспечен МЧС водой и их станция? Значит, не нужна эта станция совсем! И на ГСМ не надо деньги тратить, – сделал вывод Зубарев. – Неделя прошла, ничего не сделано, хотя ваша задача – только руководить и следить. А если не получается – докладывать, что подрядчики плохо работают. Пока только одни слова. Дорога не сделана, вода не найдена. А что мы тушить будем без неё? Остался месяц. Потом снег будем возить.
- Пусть меня дополнит представитель генподрядчика, – предложил Сергей Савватеев.
- А что мне его слушать? Я уберу его просто – и он работать не будет там, если не выполняет указание КЧС. Он сейчас мне причины хочет рассказать? Меня не интересует, что там у вас, – заявил Зубарев.
Представитель МЧС сообщил, что перекрывать реку Кабанья ведомство больше не может. И делать этого не будет. Главное, по его словам – восстановить подъездные пути и дороги и увеличить количество техники.
Зубарев поручил руководству района в течение недели решить вопрос с собственниками земель, где зафиксированы торфяные пожары.
- Я санкционировал снятие вашего заместителя по пожарам – буду санкционировать снятие вашего юриста. Я вам даю неделю для того, чтобы оформить все документы в суд на владельцев земель и предъявить им затраты, которые вы понесли. Надо подать на владельцев земель в суд. Потом все затраты, которые несут МЧС и республика, должны быть восполнены, – подчеркнул зампред. – При нашем бедном бюджете мы «отрываем» от республики. Вот неделя срока. Потом не обижайтесь.