В честь 100-летия Санкт-Петербургского дацана многие российские СМИ посвятили свои материалы теме буддизма. Так, московская газета Metro организовала интервью с Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым. А питерская радиостанция «Радио Балтика» пригласила в эфир в качестве собеседника настоятеля петербургского храма Буду Бадмаева.
Он рассказал слушателям о дарах Даши-Доржо Этигэлова дому Романовых, что такое мандала, тайнах петербургского храма и многом другом. Приводим отрывки из разговора. Полное интервью вы можете прочитать здесь.
Е. Жиркова («Радио Балтика»): Самый северный буддистский храм в мире Гунзэчойнэй отмечает своё столетие. В городе проходит масса мероприятий. Эрмитаж, Инженерный дом, Петропавловская крепость и этнографический музей практически превратились в филиалы дацана, там представлены собрания уникальных экспонатов. Для вдохновения я посетила этнографический музей. Там открылась новая выставка «Взгляд на Восток». Она открылась как раз в честь юбилея. Там буддистская коллекция начала 19 века: костюмы лам, скульптуры, изображающие различных божеств. Мне очень понравилось, что там есть дары, которые были преподнесены царской семье. Вы уже посещали этнографический музей?
Б. Бадмаев: Да, я открывал эту выставку вместе с директором этнографического музея. Мы как раз говорили о том, как важно открывать такую буддистскую историю, связанную, в первую очередь, с российским буддизмом. Конечно, эти дары, которые преподнесли в честь 300-летия дома Романовых, для нас имеют очень сакральное значение. Конечно, в тринадцатом году мы их видели, но теперь они на экспозиции.
Е. Жиркова: Они были в разрозненном виде, как я понимаю? Их собрали из каких-то частных коллекций?
Б. Бадмаев: Это большая тайна, на самом деле. Речь идёт о том, что эту коллекцию Итигэловских даров открыли, по-моему, в 2010 году. Открыли очень случайно, коллекция в этнографическом музее шла, как дары калмыков. Никто не обращал внимания на них. И когда задались вопросом, то оказалось, что эти дары преподнёс именно наш глава буддистов в России Пандито Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов, нетленное тело которого сейчас находится в Иволгинском дацане.
Про Дмитрия Медведева и Белую Тару
Е. Жиркова: Екатерину II очень сильно уважают. Именно с неё началась преемственность лам в Сибири. С этим даже связана история Белой Тары. Это богиня, восьмиглазая прекрасная девушка, воплощение которой находят даже в руководителях нашей страны. Вот что это за история была, когда Дмитрий Медведев, который ещё был президентом, посетил Иволгинский дацан, и его тогда признали воплощением богини?
Б. Бадмаев: Эта история неправильно истолкована. После того, как Елизавета Петровна и Екатерина II признали существования буддизма на территории России, когда буддизм стал официальной религией на территории России, наши буддистские ламы признали и воплощение божества буддистской Тары. Воплощение не значит, что она само божество. Мы понимаем, что любой руководитель большого ранга обладает огромными возможностями. В этом смысле, задача в том, что руководитель нашей страны обращает внимание на буддизм. Сам буддизм является добрым, отзывчивым, сострадательным мировоззрением. Это говорит о том, что в нашей стране всё хорошо с добротой.
«Буддисты причастны ко всему в России»
Е. Жиркова: Буддистская община тут появилась только в конце XIX века, как раз закладывали Петропавловскую крепость, вот считается, что тогда и появились буддисты.
Б. Бадмаев: Поэтому и получается, что буддисты причастны ко всему в России.
Е. Жиркова: То есть, и у основ Петербурга они тоже были.
Б. Бадмаев: Да. Поэтому и было решено в Петропавловской крепости построить мандалу.
Е. Жиркова: А что такое мандала? Расскажите, пожалуйста. Это вот из песка строят ламы из Бурятии, из тантрического монастыря специально приехали.
Б. Бадмаев: Да, это специальная мандала. Это специальная система постройки благих сознаний в себе, в том числе, и вокруг себя. В этом случае мы, говоря о божестве, говорим о самых чистых, о благих намерениях человека.
О мистерии Цам
Е. Жиркова: Буда Бальжиевич, я была в Инженерном доме, в Эрмитаже. Там действительно не хватает экскурсий, чтобы объяснили подлинный смысл. Больше всего привлекают внимание ритуальные маски мистерии Цам. Они выглядят устрашающе — сделанные из папье-маше, бычьи головы. Почему буддизм объединяет и мирные божества, и гневные ипостаси?
Б. Бадмаев: Когда мы заглядываем в себя, то видим, что, кроме благих качеств, мы обладаем и неблагими качествами. Мы, на самом деле, многолики. В определённых условиях мы выглядим очень злобными, в других страстными, ревностными, глупыми. Эти отрицательные качества требуют возможности излечения. Вот представьте, что вы хотите избавить себя от раздражения, которое уже есть. Его очень трудно просто взять и из себя выкинуть. Буддисты, которые практикуют тантры, поняли, что если это есть как само явление, то его можно использовать для продвижения в духовной практике, если его просто правильно направить. Вот если здесь, так сказать, разозлиться на себя (какой я человек нетерпеливый, раздражительный), и эту ярость, своё раздражение направить внутрь самого себя, то можно очень быстро избавиться от тех или иных отрицательных качеств. И это действительно получается у многих.
Эти страшные образы, на самом деле, сделаны для того, чтобы произвести впечатление. Человек, увидев, спросит «А почему так?». И мы говорим, что есть такие божества, они существуют, и не только существуют. Такие элементы сознания, о которых мы говорим (бескорыстие, любовь и так далее), мы не можем же увидеть воочию. Но мы же говорим, что они существуют. В этом смысле, собрание тех или иных качеств, которые могли бы препятствовать тем или иным нашим неблагим и развивать наши благие качества, определяют собирательный образ таких божеств, таким непривлекательным способом.
Реставрация Санкт-Петербургского дацана
Е. Жиркова: Реставрация дацана шла очень долго. Основные работы уже закончены, или ещё продолжаются?
Б. Бадмаев: Закончены наружные работы. Сейчас дацан теперь имеет красивый, привлекательный вид. Мало того, во время реставрации сделали много открытий.
Е. Жиркова: Что нашли?
Б. Бадмаев: В первую очередь, ограда нашего храма увенчана лотосами. Мы никогда не видели ни одной из фотографии, но, в конце-концов, одну нашли во время обследования. И теперь ограда дацана очень красивая, увенчанная красивыми лотосами. Теперь будет происходить реставрация внутреннего убранства, в первую очередь, молельного зала, и потом всех остальных помещений.
Золотая статуэтка Будды спрятана в стенах дацана
Е. Жиркова: Если говорить о помещениях, то не все поднимаются на второй этаж, сбоку есть лестница. Там же можно увидеть уникальные витражи, которые создавал Рерих?
Б. Бадмаев: На третьем этаже можно увидеть витражи Рериха, причём вблизи, прямо перед собой. Хочу рассказать одну историю. Когда нашему учёному буддологу, востоковеду Владимирцову основатель нашего храма Агван Дорджиев говорил, что перерождение существует, тот говорил, что ни за что не поверит. Тогда он взял маленькую золотую статуэтку Будды и сказал: «Я её сейчас спрячу в стенах дацана, и когда я вернусь после собственной смерти в другом теле, то найду обязательно статуэтку, и ты поверишь, что перерождение существует». Вот будем сейчас реставрировать внутреннее убранство, и мне очень интересно, кто найдёт эту статуэтку. Тот и будет воплощением Агвана Дорджиева, а тот, кто будет с ним рядом, будет Владимирцовым.
Е. Жиркова: То есть, эта статуэтка где-то спрятана?
Б. Бадмаев: Она специально спрятана, и никто не знает, где.
Е. Жиркова: Очень интересная история. Так что нас ждут новые находки. Сообщайте нам, если вдруг найдёте. А когда спрятали, в каком году?
Б. Бадмаев: Это было после революции, когда Агван Дорджиев сотрудничал с советской властью. Он призвал все буддологические силы, институт востоковедения, и с ними многими сотрудничал.