Монголия
5043

Булат Лхасаранов: «Бурятия попала в капкан»

По словам бурятского ученого, неурожай от засухи бывает у людей «только в мозгах»

Фото из архива infpol.ru

Жаркое лето 2015 года нанесло агропромышленному комплексу республики огромный ущерб. Засуха «съела» более 100 тысяч гектаров посевов зерновых и кормовых культур. Это привело к потере 67% урожая площади всего ярового сева. Несмотря на обещания правительства республики помочь аграриям, перед многими остро встал вопрос: забивать массово скот или же попытаться прокормить его нынешней зимой?

О сложившихся проблемах в животноводческой отрасли Бурятии и путях их решения infpol.ru рассказывает известный в республике ученый-селекционер к.б.н. Булат Лхасаранов.

- В республике из-за засушливого лета нынче неурожай зерновых и кормовых. Это вполне нормально и ожидаемо, ибо Бурятия находится в зоне рискованного земледелия. Давно уже пора привыкнуть к ежегодным «неурожаям» и в корне перестроить систему ведения сельского хозяйства, - считает Булат Бастуевич. - Слово неурожай я беру в кавычки, потому что в природе урожай или неурожай не бывает. «Неурожай» бывает только в мозгах у людей.

По словам ученого многие сельхоз производители с одобрения министерства сельского хозяйства и продовольствия республики «закапывают» огромные деньги в землю. Затем списывают, а после закупают корма для скота, чтобы «героически» преодолевать «суровую» зимовку.

- Для более эффективного использования народных денег, сейчас Минсельхозу нужно отдавать деньги не на закупку кормов для скота, а на закупку аборигенного пастбищного скота, на их возрождение, увеличение поголовья. Чтобы в будущем году опять не тратиться на закупку кормов. Это, безусловно, наиболее эффективно. Аборигенные виды и породы скота сами могут позаботиться о себе при разумном вмешательстве скотовода, - говорит ученый.

В погоне за призрачными выгодами в животноводстве, соблазнившись формами культурных пород скота как симментал, герефорд, абердин-ангус, был, в итоге, полностью уничтожен местный крупный рогатый скот.

- Тем самым республика попала в «капкан». Что мы имеем в сухом остатке? Ни одна из выше перечисленных пород в чистоте не дала положительного эффекта. Более того данные породы КРС даже не прижились. Регион, который раньше экспортировал мясо, сейчас его импортирует. На душу населения мы сегодня имеем всего 0,4 условных голов скота. Кроме того появилась информация, что в республике зарегистрирована очень опасная болезнь - бешенство коров в южных районах. Если это верно, то этой болезнью обычно болеют культурные породы скота, и она передается человеку, - говорит Лхасаранов.

Опасность болезни заключается и в том, что она диагностируется только после смерти и лечению не поддаётся. Из-за этого смертность бешенства коров стопроцентная.

- Это только цветочки, а ягодки, то есть полный развал отечественного сельского хозяйства, будет при вступлении в полную силу прав ВТО и экономических санкции в нашем государстве. Если мы не восстановим сельское хозяйство, отвечающее окружающей среде нашего региона, - уверен Булат Бастуевич.

То, что выход из сложившегося положения есть, говорит опыт соседнего государства – Монголии.

- Давайте посмотрим на организацию производства в Монголии. Возьмем для примера Тэшэг сомон, Булган аймака, так как он непосредственно граничит с Закаменским районом Бурятии. Там компактно проживают буряты, ушедшие туда со своим скотом после революции семнадцатого года. Эта территория по климату абсолютно одинакова с Закаменским районом, но по площади в два с лишним раза меньше. Там проживают 3400 человек, а вот скота на душу населения они имеют 16.4 усл. голов, что составляет 55,76 тысяч голов скота. А ведь наш Закаменский район является одним из самых богатых животноводсческих районов в республике. Однако на душу населения там приходится 0.6 условных голов скота, а в целом по республике данный показатель и того меньше, - рассказывает Булат Лхасаранов.

Несмотря на схожесть природно-климатических условий, а также кормовой базы Бурятии и Монголии, только в одном Булган аймаке соседней страны насчитывается более 3 млн. голов скота, а во всей Бурятии - лишь около 800 тысяч голов. Но несмотря на столь мизерное количество поголовья скота в нашей республике практически всегда не хватает кормов. Как говорится, выводы в данном вопросе напрашиваются сами собой, считает известный в нашей республике ученый-селекционер.

- Противники пастбищного животноводства сегодня обладают в Бурятии реальной властью. По сути, они искусственно мешают развитию высокоэффективного сельхозпроизводства. Главной причиной они выдвигают то, что молодежь не пойдет обратно в архаичное хозяйство. И ведь это совершенно верно. В современное время пытаться заставить человека жить в отрыве от благ цивилизации нельзя. Это даже своего рода преступление. Поэтому надо все блага цивилизации продвигать на животноводческие стоянки, а не тащить всех животноводов в цивилизацию, то есть в города и поселки, - говорит Лхасаранов.

Наглядным примером данному суждению опять таки является соседнее государство. Кроме того, пример многих как развитых, так и развивающихся стран говорит о том, что около 20% людей могут полностью обеспечить всем необходимым сельскохозяйственным сырьем остальное 80% населения. Поэтому и надобность агитировать всех сельчан оставаться в деревне в скором времени пропадет сама собой.

- Многие наши граждане не раз посетили Монголию. Наверное, они не раз замечали, что араты стали жить там намного добротней, чище, опрятнее. Я также со многими общаюсь по электронной почте, и они мне говорят, что у них есть возможность поехать в любой уголок земли для того, чтобы отдыхать, лечиться, отправить детей учиться и вообще посетить мир. Я уверен, что в Бурятии могут сложиться аналогичные условия, если заниматься разведением аборигенного домашнего скота и малозатратным пастбищным животноводством, - уверен Булат Бастуевич.

По словам Лхасаранова то, что, наконец, удалось привезти в республику аборигенную бурятскую корову является знаменательным событием и об этом infpol.ru писал не раз. Но этого мало, ведь дальше необходимо работать по восстановлению генофонда. Вот только денег на это у бурятских ученых-селекционеров нет.

Автор: Владимир Жапов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях