30 октября Улан-Удэ вспоминал жертв политических репрессий. На улице Линховоина, у памятника жертвам репрессий, прошел традиционный митинг и возложение венков и цветов.
Но в этом году скорбный день памяти начался необычно. С утра студенты БГУ читали сами и раздавали всем желающим списки имен репрессированных. Так наш город поддержал первую всероссийскую акцию «Возвращение имен».
Акция с ГУЛАГом, задуманная по аналогии с известной акцией «Бессмертный полк» не состоялась. Возможно, потому, что мало кто принес фото своих репрессированных родных. До обеда собравшихся было немного. Но с каждым часом людей становилось все больше. В основном, это были пожилые люди – дети политзаключенных.
- За что? – плакала бабушка, прикрепляя цветы к табличке с именем своего отца.
Организаторы просили присутствующих в своем выступлении немного рассказать о своих репрессированных родственниках. Это сделал и журналист infpol.ru, который рассказал о своем дедушке и его родителях.
По словам тех, кто принял участие в акции, «было тяжело читать имена людей со статьями обвинений, годом рождения, решением судебных органов и датой гибели и реабилитации».
Большинство из тех, чьи имена прозвучали в центре столицы, были реабилитированы в 90- е годы. А списки были сделаны по «Книге памяти жертв политических репрессий Бурятии».
- При ее составлении использовались официальные документы и материалы, хранившиеся ранее в закрытых архивах и послужившие основанием для репрессий наших земляков, - рассказали студенты БГУ.
В 14 часов заиграл муниципальный оркестр и началась театрализованная композиция с чтением стихов Анны Ахматовой.
Возможно, что в будущем году акция «Бессмертный ГУЛАГ» пройдет в Бурятии официально, чтобы все желающие могли пронести портреты своих родных в память жертв репрессий. После дежурных речей высокопоставленных чиновников и депутатов акция «Возвращение имен» продолжилась до вечера.
Собравшимся раздавали приглашения на спектакль в театре бурятской драмы «Үнгэрhэн сагай hэбшээн» («Ветер минувших времен»). Постановка посвящена теме политических репрессий 20-40 годов прошлого века и деятелю бурятской белой эмиграции Уржину Гармаеву. Он тоже реабилитирован посмертно в 1992 году.