Действующий закон не позволяет Байкалу упасть ниже 456 метров: ограничение метрового диапазона ввели ещё в 2001 году. С тех пор возникла проблема с Иркутской ГЭС, ведь подобное ограничение не позволяет максимально увеличивать выработку электроэнергии на Ангаре.
На 25 сантиметров ниже
В прошлом году иркутяне выступили с предложением увеличить сброс воды из озера. Высказывались мнения, это позволит решить проблему малой водности рек, которая создаёт неудобства у энергетиков Восточной Сибири. Премьер-министр России Дмитрий Медведев пошёл им навстречу. А вот власти Бурятии, учёные и общественники забили тревогу и заговорили о возможной экологической катастрофе.
Сегодня от критической отметки озеро отделяет всего лишь 21 сантиметр. Кстати, это на 25 см ниже уровня прошлого года. И причина тому – не только высокие расходы по использованию воды для обеспечения потребностей Ангарска, но и её недостаточный приток в озеро (53 %). По прогнозам Росгидромета, уровень Байкала упадёт ниже установленного минимума уже в декабре и составит порядка 455,8 м.
Свою лепту вносит и Иркутская ГЭС: в результате сброса воды в мае уровень Байкал отпустится до отметки в 455,58 – 455,68 метров – это на 18-28 сантиметров ниже, чем минувшей весной.
В Минприроды Бурятии уверены – нужно менять водозабор на Ангаре, чтобы сооружения могли бесперебойно работать даже в период экстремального маловодья.
- Мы по-прежнему настаиваем, чтобы на территории Иркутской области была проведена реконструкция водозаборов. Технические решения есть. Дело за собственниками: это энергетики, «Росатом» и «Роснефть», – сообщил на очередном заседании Совета по науке и инновациям первый замминистра природных ресурсов Бурятии Александр Лбов.
С этим предложением власти Бурятии намерены обратиться в правительство Иркутской области.
Реки и озера пересыхают...
Снижение уровня воды в Байкале, по словам Александра Лбова, уже в полной мере ощутили жители республики.
- Зафиксированы факты исчезновения мелких рек и озёр, ухудшилось качество воды в прибрежных поселениях, где её добывают из колодцев, – отметил он.
Среди них – село Турка, Гремячинск и Горячинск. Люди жалуются на нехватку воды не только в колодцах, но и в скважинах. Из-за обводнения в Кабанском районе уже второй год горят торфяники.
- Всем известно, что при влажности менее 35-40 % происходят соответствующие процессы и торф начинает гореть, – рассказал замминистра.
На 3 ноября в районе было зафиксировано более 60 подземных пожаров. Часть возгораний локализована, но люди всё равно продолжают задыхаться от дыма.
Придет ли к нам «Большая вода»?
Из-за недостаточного количества осадков мелеет и Селенга – основной приток Байкала. Воды в ней, по словам директора Байкальского института природопользования Ендона Гармаева, становится меньше. Но не исключено, что после периода засухи последует многоводный год, как было в 1973-м.
- В 2014 году осадков было очень мало, особенно осенью – менее 10 % от нормы. Это всё привело к засушливости. И в этом году – то же самое, – говорит Ендон Гармаев.
Ждать ли Бурятии прихода большой воды – неизвестно. Но об этом учёные говорят уже несколько лет, тем более что масштабные наводнения для нашей республики не редкость. Климатологи даже вывели некие закономерности, согласно которым для Бурятии характерен 20-летний цикл «большой воды». Учёные объясняют это наличием так называемых маловодных и полноводных периодов.
Как уже сообщал infpol.ru в своих публикациях, в случае наводнения под водой могут оказаться 165 населённых пунктов, в том числе Улан-Удэ. Особенно пострадает Левобережье, где в своё время строительство домов там было запрещено. Но в последние годы сельчане массово переезжают в город, покупают дачи и успевают прописаться. И заставить переехать людей невозможно. Между тем, при максимальном повышении уровня воды в реке Селенге во время паводка в зону затопления могут попасть территории в районе Левого берега, Солдатский, Поселье, Исток, Сужа. По река Уда угроза висит над Южным, Тальцами и Лазо. Под ударом стихии окажутся Кяхтинский, Джидинский, Иволгинский, Тарбагатайский и Кабанский районы.