Бурятия в этом году не вошла в программу инклюзивного образования из-за отсутствия софинансирования. Для создания условий обучения детей-инвалидов в школах требуется работа специалистов – логопедов, дефектологов, психологов и других. Требуются деньги на обучение педагогов. В 2014 году около 300 учителей из 48 школ прошли курсы. Школа инклюзивного образования обязательно должна иметь медико-педагогическую комиссию.
В ходе мониторинга активисты ОНФ проверили школу №12. Лестничные пролеты и коридоры недоступны для колясочников, в здании не предусмотрены туалеты для маломобильных граждан. Однако плюсы в школе все-таки есть. Там находятся компьютерные классы и интерактивные доски для детей с ограниченными возможностями слуха и зрения, есть педагог по обучению слабослышащих.
Выяснилось, что деньги на реализацию программы выделяются в равных долях на каждую школу, поэтому каждую школу пока невозможно оснастить полностью. И получается так, что в какой-то школе есть пандус, подъемное устройство, но нет условий для обучения, а в других есть условия для обучения, но ребенок-инвалид не сможет попасть в данную школу и беспрепятственно передвигаться самостоятельно.
- Надо разработать памятку с рекомендациями совместно с обществами инвалидов, - считает сопредседатель ОНФ Бурятии Виктория Колмакова. - Те нормативы, которые есть, необходимо систематизировать в одной методичке. Сейчас нет нормального руководства раздела по доступной среде, нет четкого видения и нет доступности в разъяснениях. Учреждения, которые получают деньги по «Доступной среде», должны привлечь инвалидов, чтобы объекты были пригодны для использования.
«Фронтовики» намерены составить общественные поручения, которые направят в правительство Бурятии.