Журналисты федерального телеканала подготовили репортаж о готовящейся промышленной добыче байкальского тюленя.
- Скандал вокруг добычи пресноводного тюленя разгорается с новой силой. Интернет-сообщество подписывает электронные петиции, общественность в недоумении: все-таки живой символ Байкала, животное из Красной книги, - сообщает корреспондент Антон Артемьев.
Поводом для общественного возмущения стал доклад о состоянии озера Байкал и его охране, который опубликован на сайте министерства природных ресурсов России. Растущую численность нерпы связали с угрожающим уменьшением численности омуля. Тюленей рекомендуют добывать: шкуры - на мех и сувениры, мясо – в пищу. Всероссийский институт рыбного хозяйства и океанографии уже разрабатывает стандарты продуктов.
- На прибрежном рынке всегда есть омуль, хариус, байкальский сиг, даже голомянка, почти целиком состоящая из жира. Мясо нерпы тут никогда не продавали, и дело не только в отсутствии пищевой ценности. Резкий запах и вкус гнилой рыбы, свойственные этому продукту, не привлекают покупателя, - рассказывает журналист.
По данным наших коллег, предлагается ежегодно истреблять до 5 тысяч нерп, правда, что с ним потом делать, знают не все. С такими объемами уже давно не сталкивались даже коренные народности.
Напомним, о возобновлении масштабной добычи байкальского тюленя минсельхоз Бурятии заявил в середине сентября. По данным ведомства, популяция особей в акватории Байкала увеличилась и сегодня достигает 100 тысяч голов, что значительно превышает кормовую базу. Власти заговорили о промышленной переработке мяса и шкуры и даже предложили пустить наладить производство меховых изделий и сувениров.
- Одна молодая нерпа (30 кг туши) может стать источником 20 кг мяса и 5-6 кг целебного нерпичьего жира, за который можно получить до 3000 рублей. Прибыль с одной тысячи выловленных нерп, по предварительным подсчётам, может достигать 7 миллионов рублей в год, – заявляли в минсельхозе.
Вскоре на сайте change.org появилась петиция с требованием не допустить промысловую добычу нерпы.
Кстати, сенатор Арнольд Тулохонов поддержал идею добычи нерпы.
- Нерпы имеют привычку, не находя еды, умирать. При достижении какой-то численности включается механизм естественного регулирования. История с чумой плотоядных, которая произошла несколько лет назад, может повториться, – рассказывал он на пресс-конференции. – Во-вторых, местные жители хотят иметь источник дохода. Вот сказали, что нельзя ловить рыбу, нельзя стрелять... А что местным жителям делать? Другое дело, что все эти нормативы должны быть рассчитаны, приняты и доказаны. Всегда нерпу отстреливали – и ничего, всё нормально было.
По словам Тулохонова, лоббируют эту идею именно рыбаки.
- Я точно знаю, что нерпы рвут сети в дельте Селенги, в Усть-Баргузине, и именно рыбаки настаивают на том, чтобы увеличить отстрел, – добавил сенатор.
Напомним, ранее такое же мнение высказывал и директор Байкальского филиала ФГУП «Госрыбцентр» Владимир Петерфельд.
- В некоторые годы добывали даже до 10 тысяч голов, лично я в этом ничего плохого не вижу. Испокон веков на Байкале нерпу отстреливали, – заключил Владимир Петерфельд. – Другое дело – куда девать продукты добычи? Нужно же возобновлять производство сувениров... А это не так просто.