Громкое и неоднозначное заявление прозвучало на прошедшей сессии Народного Хурала Бурятии. Один из депутатов предложил сократить парламент в три раза.
В тот момент на сессии рассматривался вопрос о внесении изменений в процедуру избрания глав комитетов. Депутат Виктор Малышенко, который выступил докладчиком по законопроекту, отметил, что о такой необходимости ранее заявляли многие парламентарии.
Раскол в парламенте
Как известно, председателей комитетов избирают открытым голосованием. Тайное голосование авторы инициативы сочли «более демократичным». К тому же, по словам Малышенко, в этом случае на народных избранников никто не может оказывать давление.
- Получены положительные заключения комитетов, просим поддержать инициативу, – отметил он.
Однако, несмотря на то, что на изменениях настаивали сами депутаты, вопрос «расколол» республиканский парламент на две части. К примеру, «единороссы» документ не поддержали. Общую позицию депутатов фракции озвучил Александр Стопичев.
- Депутаты следующего созыва сами примут решение, как проводить голосование, – заявил он.
Коммунист Леонид Турбянов заметил, что многие действующие председатели комитетов избирались именно тайным голосованием.
- До 2007 года парламент почему-то применял его, потом, когда «завертикалили» всю страну, решили открытым. Вот обоснуйте мне, – обратился он к Стопичеву. – Я читаю заключение нашего правового управления. И в нём написано: «Использование тайного голосования как более сложной процедуры ставит в неравное положение председателей комитетов». В чём неравное положение и в чём сложность? Скажите, где фракции «Единая Россия» тяжёло? Мы поможем.
- Таково решение фракции. К тому же часть председателей комитетов была избрана открытым голосованием, а часть – тайным, наверное, это неправильно, – туманно пояснил Стопичев.
Распустить Хурал?
Слово взял депутат Александр Коренев. Он высказался по поводу избрания глав комитетов в частности и по поводу работы республиканского парламента в целом.
- Председателя Народного Хурала мы всегда избирали тайным голосованием, заместителей – тоже, а председателей комитетов вдруг решили открытым. Я этого тоже не могу понять. Это что, демократия? Складывается такое впечатление, что депутаты, которые ратуют за открытое голосование, хотят в следующем созыва занять для себя «тёплые места». Списочники и так попадают на льготных условиях. Так надо ещё занять кресло председателя комитета! – возмущался Коренев. – Так давайте, пройдите процедуру тайного голосования. Идите на одномандатный округ, поработайте там, раз уж решили демократию строить.
Затем он заявил, что не может понять логику «единороссов».
- Она у меня не вяжется с сегодняшними делами и событиями. Вообще надо посмотреть и, наверное, сократить Хурал втрое. И оставить только тех, кто работает на постоянной основе. Когда-то в Верховном совете (Бурятской АССР – прим. ред.) нас было 107, но на постоянной основе работали максимум 30 человек. Сейчас эту процедуру совсем упростили. Я категорически против, – резюмировал народный избранник. – Я за то, чтобы председатели комитетов избирались тайным голосованием.
Поддержал Коренева и «эсэр» Баир Гармаев.
- Я тоже не раз поднимал этот вопрос, нужно избирать тайным голосованием – чтобы все руководящие должности не занимала одна партия, – отметил он.
Но вот Сергей Мезенин подчеркнул, что контролировать всё невозможно.
- Более позитивно будет, если мы решим избирать руководителей тайным голосованием, – подчеркнул он и выказал готовность поддержать законопроект.
Споры длились около получаса. Но никаких результата так и не принесли. Законопроект отклонили.