Ситуацию, сложившуюся сегодня вокруг байкальского эндемика, специалисты называют аномальной.
Как ранее сообщала телекомпания «Ариг Ус», его численность в этом году сократилось почти в четыре раза: в реки нерестовая рыба зашла позже почти на месяц, и зашло мало – меньше миллиона особей, хотя обычно этот показатель составляет около четырёх миллионов. К тому же омуль стал крупнее, старше и медленнее. В разгар нереста, когда рыба должна мчаться косяками, она просто стояла или уходила на дно. Такую аномалию замечали последний раз лет 30 назад, но и сейчас, как и тогда, причины назвать сложно. Свой вклад вносят и браконьеры: с начала нерестового периода в республике за незаконную ловлю рыбы было задержано более 1129 человек. По данным министерства сельского хозяйства, больше всего желающих «поживиться» омулем в Прибайкальском и Кабанском районах.
Всего изъято 11 тонн рыбы – на 4,5 тонны меньше, чем в прошлом. Специалисты Ангаро-Байкальского территориального управления объясняют это усилившейся борьбой с браконьерами, особенно в местах, где наблюдается традиционное скопление рыбы. У «черных рыболовов» просто не было возможности осуществлять незаконный вылов. В Бурятии действовало свыше 40 стационарных постов рыбоохраны, было организовано 10 специальных передвижных групп. К охране омулёвых запасов привлекли пять теплоходов, которые прикрывали дельты рек при подходе мигрирующих косяков. Проводилась разъяснительная работа с населением и с самими нарушителями.
Ситуация с популяцией численности омуля находится под постоянным контролем республиканских и федеральных структур, она обсуждалась и на тематическом совещании в середине ноября. Госрыбцентру тогда поручили провести полномасштабные работы по учёту численности омуля в Байкале, а контролирующим органам – усилить его охрану как самом в озере, так и на реках Селенга, Баргузин и Верхняя Ангара в нерестовый период. Учёные даже заговорили о запрете на вылов омуля на пятилетний срок. Эта мера будет вынужденной, иначе омуль не сохранить, уверены специалисты.
Кстати, заводы-воспроизводители уже бьют тревогу.
- Если в этом году мы собрали 1070 штук производителя омуля, то в прошлом году было 126 тысяч. И по всем заводам такая картина, не очень-то утешительная, – цитирует телекомпания «Ариг Ус» первого заместителя генерального директора ОАО «Востсибрыбцентр» Василия Марочканича.
Однако власти, несмотря на критическую ситуацию, такой вариант не рассматривают.
- Позиция министерства сельского хозяйства и продовольствия Бурятии такова, что необходимо оставить добычу омуля в 2016 году, – сообщили в ведомстве на правительственном брифинге 23 ноябрrussianstock.ruя.
Напомним, запрет на вылов омуля вводили в республике и ранее, правда, ограничения носили временный характер. Так, в конце августа контроль ужесточили из-за снижения численности популяции рыбы до критической отметки.