С другой стороны это неотъемлемая часть фискальной работы, и, пожалуй, ни одна сторона дея-тельности налоговых органов не сопровождается таким длинным шлейфом досужих до-мыслов и предубеждений. Зачастую представители СМИ или предприниматели позволяют себе высказывания, которые свидетельствуют о непонимании тех принципов и задач, исходя из которых, строится контрольная работа налоговых органов.
Сейчас основная задача налоговой службы в этой сфере – это соблюдение баланса интересов государства и бизнеса, чтобы с одной стороны снизить давление на добросо-вестных налогоплательщиков, и обеспечить неотвратимость наказания тех, кто сознательно уклоняется от уплаты налогов – с другой.
Сейчас налоговая служба в состоянии осуществлять всесторонний анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. И благодаря этому анализу для проверок отбираются только те налогоплательщики, которые попали в зону высоких налоговых рисков.
Здесь необходимо пояснить, что же такое налоговые риски. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, разработанная ФНС России, определила 12 критериев налоговых рисков. Традиционные зоны налоговых рисков – это низкая налоговая нагрузка и рентабельность, превышение удельного веса вычетов по НДС, наличие убытков, выплата заработной платы ниже среднего уровня по отрасли в регионе, и конечно, применение схем уклонения от уплаты налогов. Отметим, что, неоднократная «миграция» между налоговыми органами, тоже является одним из критериев.
Эти 12 критериев не являются секретом – они опубликованы на сайте ФНС России (nalog.ru) и любой налогоплательщик может «примерить» их на себя.
В рамках совершенствования риск-ориентированного подхода, каждым регио-нальным налоговым управлением проводится «отраслевой проект» - т.е. разделение на-логоплательщиков региона на группы, отрасли и рынки, чтобы выявить те хозяйствующие субъекты, риск совершения правонарушений которыми максимален, с целью побуждения их к добровольному исполнению налоговых обязательств.
Применительно к нашей республике можно сказать, что в Бурятии эти принципы реализованы в полной мере. Чтобы «попасть» в план выездных налоговых проверок, предприниматель, работающий в республике, должен для начала отказаться от диалога с налоговой службой в рамках комиссии по легализации. А ведь комиссия по легализации по сути своей есть превентивная мера, позволяющая, не дожидаясь проверки, оценить правильность формирования ими налоговых обязательств, разрешить спорные ситуации, исправить ошибки. И если конструктивный диалог не состоялся, лишь в этом случае идет предпроверочный анализ, и только по его результатам назначается выездная налоговая проверка.
Результаты такого подхода наглядно иллюстрируются фактами. По сравнению с 2012 годом ежегодное число проверок в Бурятии постепенно уменьшилось с 336 до 154, а средняя сумма доначислений на 1 проверку возросла с 2,6 млн. руб.6,5 млн. руб.
Пресс-служба УФНС России по Республике Бурятия