Напомним, действующий закон не позволяет Байкалу упасть ниже 456 метров: ограничение метрового диапазона ввели ещё в 2001 году. С тех пор возникла проблема с Иркутской ГЭС, ведь подобное ограничение не позволяет максимально увеличивать выработку электроэнергии на Ангаре.
Впервые за 100 лет
Сегодня от критической отметки озеро отделяет всего шесть сантиметров. Причина тому, по словам начальника территориального отдела водных ресурсов по Бурятии Валерия Молотова – маловодный засушливый климатический период, который продолжается в республике уже 18 лет. Сказалось и жаркое засушливое лето.
- Летом четыре раза наблюдалось опасное метеорологическое явление – когда температура воздуха три дня подряд превышала 40 градусов. Кроме того, на всей территории Бурятии, помимо северных районов, с 1 июля по 11 сентября отмечалась засуха. А в конце июня, большую часть июля и августа наблюдалась чрезвычайная пожарная опасность – 5 класс, – рассказал на традиционном правительственном брифинге 14 декабря Валерий Молотов.
Из-за недостаточного количества осадков мелеет и Селенга – основной приток Байкала.
- Результатом таких аномальных климатических условий стал экстремально низкий приток воды в озеро. В июле он составил 3100 кубометров – это 61% от нормы, в августе – 2100 кубометров, или 48%, – отметил Молотов.
Низкий приток в Байкал происходил и раньше, ведь наблюдения ведутся аж с 1899 года. Но подобная ситуация возникла впервые.
- Никогда экстремально низкие притоки не сохранялись в течение всего стокоформирующего периода, с мая по сентябрь, – добавил начальник территориального отдела водных ресурсов. – Это впервые, надо сказать.
Разрешили сброс
Зимой также ожидается экстремально низкий приток в озеро – даже ниже, чем в прошлом году, поскольку реки, по словам Валерия Молотова, будут питаться только за счёт грунтовых вод. Уровень самого Байкала также упадёт ниже минимальной отметки в 456 метров. Впрочем, причина не только в недостаточном притоке, но и в расходах по использованию воды для обеспечения потребностей Ангарска.
Напомним, в прошлом году иркутские учёные выступили с предложением увеличить сброс из Байкала. Высказывалось мнение, что это позволит решить проблему малой водности рек, которая создаёт неудобства у энергетиков Восточной Сибири.
В январе 2015-го года проблемой озаботились власти Бурятии. Глава республики Вячеслав Наговицын на одном из планёрных совещаний поручил министру природных ресурсов Юрию Сафьянову рассмотреть информацию экологов о последствиях обмеления. Одной из основных причин снижения уровня воды была названа деятельность иркутских энергетиков. А уже через несколько дней на официальном сайте ОАО «Иркутскэнерго» появился комментарий по этому поводу. Сообщение, в частности, содержало резкий выпад в сторону властей республики.
Из-за маловодья в конце января на Байкале ввели режим повышенной готовности. Тем не менее, в Москве всё же поддержали инициативу использовать водные ресурсы озера ниже установленного уровня.
«Оказалось недостаточно»
Сегодня, по словам Молотова, Иркутская ГЭС работает на минимальном сбросе воды и «в соответствии со всеми правилами».
- В мае-сентябре полностью была ограничена навигация в нижнем бьефе Иркутской ГЭС. Однако этих мер оказалось недостаточно, – заметил Валерий Молотов. – Максимальная отметка наполнения озера Байкал 14-17 сентября составила всего 456,3 метра – это на 24 сантиметра ниже, чем в прошлом году.
Ранее этот показатель не падал ниже 457 метров. Чтобы обеспечить устойчивое тепло- и энергоснабжение населения и предприятий Ангарска, сброс должен составлять не менее 1300 куб. м./с, а зимой – 1250. Предусматриваются меры по установке временных водозаборных насосных станций для подачи необходимых объёмов воды.
Водоёмы исчезают
Что касается Бурятии, жители прибрежных районов уже в полной мере ощутили обмеление Байкала. Пересыхают мелкие реки и озёра, из колодцев и скважин исчезает вода, её качество заметно ухудшилось. Из-за обводнения в Кабанском районе уже второй год горят торфяники.
- Ухудшилось водоснабжение населённых пунктов. Прежде всего, это связано с нецентрализованными источниками – скважинами, колодцами. Где-то уровень понизился на метр, где-то – на полтора, – подчеркнул на брифинге глава Минприроды Юрий Сафьянов. – Наблюдается осушение торфяного покрова. И, к сожалению, 2016 год также не будет лёгким.
Прогнозы и в самом деле не радуют: в следующем году уровень озера упадёт примерно на 36 сантиметров.
- Хотим мы этого или не хотим, иркутский гидроузел работает при минимальных расходах. При этом нам не удаётся набрать необходимый уровень воды в Байкале. Но чтобы обеспечить теплом соседей – Иркутскую область – приходится соблюдать этот уровень в 1250-1350 кубометров в секунду. Мы рассматривали два варианта решения проблемы. Первый – внести изменения в постановление и отрегулировать уровень воды в озере на постоянной основе. Например, поднять на восемь сантиметров выше предельной отметки и уронить ещё на 70 см. ниже критической, – рассказал Сафьянов. – Но, наверное, делать это сейчас преждевременно. Сначала нужно изучить последствия такого решения.
«Некоторые явления от нас не зависят»
В Минприроды Бурятии считают, что для решения проблемы необходимо менять водозабор на Ангаре, чтобы сооружения могли бесперебойно работать даже в период экстремального маловодья. Пока иркутские власти не идут навстречу.
- Некоторые природные явления, к сожалению, от нас не зависят, поэтому, хотим мы или нет, уровень в Байкале в следующем году упадёт, по нашей оценке, примерно на 40 сантиметров. Мы отрегулируем постановлением временное понижение, а чтобы отрегулировать постоянное, необходимо провести научно-исследовательские работы, – повторил Юрий Сафьянов. – Пока у нас есть одна претензия к Иркутской области. Но у них нет инвестиционной программы, они не думают о том, чтобы провести реконструкцию водозаборных сооружений – чтобы работать при отметке в 1000 куб. м./с. Этот вопрос мы ставим на уровне зампредов, правительства России и постоянно об этом говорим.
Интересно, что, по мнению властей, работа завода по розливу питьевой воды, который планируется построить в Кабанском районе, никак не отразится на состоянии озера. Напомним, ожидаемая производственная мощность будущего предприятия – более 2,5 миллионов тонн в год.
- Этот инвестпроект действительно находится на стадии реализации. Для понимания я специально взял калькулятор, позанимался математикой: 2,5 млн. тонн воды – это суточный сброс Иркутской ГЭС. Считаю, что здесь ничего страшного нет, влияние этого фактора мизерное, – заявил министр природных ресурсов Бурятии. – А вот то, что мы получим новые рабочие места и инвестиции и что налоговая база республики увеличится – неплохо.
Такого же мнения придерживается и Валерий Молотов. «Экспорт» в Китай 2,5 миллионов тонн байкальской воды в год он назвал «несущественным».