Уходящий 2015 год стал для Улан-Удэнского авиационного завода (У-УАЗ) знаковым. Предприятие выпустило новый «арктический» вертолет, заказчиком которого выступило Министерство обороны России. Новая машина разработана на базе вертолета Ми-8АМТШ-В. Причем оба вертолета благодаря применению российских комплектующих стали демонстрацией успехов У-УАЗ в области реализации программы импортозамещения.
- Леонид Яковлевич, подходит к концу 2015 год. Улан-Удэнский авиационный завод уже подвел его своеобразный итог, передав Министерству обороны РФ результат работы, наверное, не только этого года - новейший вертолет Ми-8АМТШ-ВА. Какие задачи ставили и как оценили его военные?
- Министерству обороны России как заказчику был необходим вертолет, способный работать при низких температурах, в условиях малоориентирной местности, «полярной ночи», летать над обширной водной поверхностью, в условиях неустойчивой радиосвязи на территории, преодолевать значительные расстояния. Он должен был быть оснащен индивидуальными средствами спасения, способен обеспечить жизнь экипажа в непростых климатических условиях. Все это мы постарались предусмотреть в новом Ми-8АМТШ-ВА. Первый «арктический» был создан специально для работы на северных территориях страны.
Основную оценку машина получит после использования в реальных условиях. Тем не менее понятно, что аналогов сегодня она не имеет. Помимо Минобороны России интерес к Ми-8АМТШ-ВА проявляют представители силовых структур и гражданские заказчики как в России, так и за ее пределами. Кроме того, внедренные на Ми-8АМТШ-ВА решения могут быть реализованы и на других вертолетах данного типа, что значительно повысит их тактико-техническое характеристики и конкурентоспособность.
- В чем уникальность этого вертолета?
- В связи с тем, что вертолет создавался для эксплуатации именно в северных широтах, огромное внимание было уделено его энергомощности и теплообеспечению. Двигатели ВК-2500-03 производства АО «Климов» и усиленная трансмиссия с системой подогрева, система обогрева кабины экипажа и грузовой кабины, улучшенная теплоизоляция, тефлоновые шланги в гидравлической, масляной и топливной системах и многие другие доработки позволяют эксплуатировать машину в условиях Арктики.
Цифровой автопилот, многоуровневое обеспечение навигации, в том числе способность определять текущие координаты местоположения вертолета при пропадании спутниковых сигналов, современный метеолокатор, новейший комплекс средств связи призваны обеспечить безопасность полетов в непростых условиях.
В конструкции планера использованы полимерно-композитные материалы, позволяющие обеспечить прочность, жесткость, надежность, долговечность, равную или превосходящую конструкции из металлов, а также снизить массу машины. На первом «арктическом» в дополнение к ранее устанавливаемым заводом элементам из ПКМ появились входная левая сдвижная дверь, откидной увеличенный центральный люк в грузовых створках, окна-люк аварийные с блистерами.
Модернизация основных систем и агрегатов вертолета позволила добиться серьезного улучшения летно-технических и эксплуатационных характеристик, что, в свою очередь, позволило снизить стоимость жизненного цикла вертолета.
- Планируется ли гражданская модификация машины? Если да, то для каких целей?
- Наряду с производством военной техники У-УАЗ специализируется на изготовлении гражданских вертолетов, сертифицированных в соответствии с требованиями гражданской авиации. Ряд российских компаний, имеющих интересы на шельфе, проявили интерес к разработке специализированного гражданского вертолета для работы в условиях низких температур. Все они выдвигают требования в соответствии с рекомендациями Международной ассоциации производителей нефти и газа (OGP) по оснащению среднего вертолета в морском варианте. В частности, новый технический облик вертолетов Ми-8АМТ для компании «Роснефть» сформирован с учетом этих рекомендаций. Для нее будут разработаны и выпущены гражданские машины, которые будут задействованы для перевозки вахтовых бригад, поисково-спасательного обеспечения и экстренной эвакуации персонала морских буровых платформ и судов. Вертолеты будут использоваться в интересах заказчика для освоения и обслуживания его шельфовых и материковых проектов. В настоящее время вертолету практически нет альтернативы при решении задач по доставке людей и грузов в северные регионы.
- Для совершенствования продукции необходимо современное производство...
- Безусловно. Именно поэтому суммарные инвестиционные вложения в развитие предприятия до 2020 года превысят 12 млрд рублей. На стадии разработки и реализации находятся 12 инвестиционных проектов. Два проекта осуществляются в рамках ФЦП «Развитие ОПК РФ на 2011 - 2020 гг.». Мы модернизируем производство защитных покрытий, агрегатно-сборочное, заготовительно-штамповочное производство. До конца 2015 года будет реализован комплекс мероприятий на 2,8 млрд рублей.
Актуальным проектом холдинга и предприятия является серийное производство вертолета Ми-171А2, призванного заменить поколение вертолетов Ми-8/17. В 2015 году предприятие ввело в эксплуатацию более 20 единиц оборудования, планирует ввести 10 новых универсальных станков по изготовлению и доработке специального технологического оснащения для организации серийного производства Ми-171А2. В следующем году У-УАЗ получит еще четыре обрабатывающих центра.
Все это направлено на достижение одной цели – повышение эффективности работы. Это значит, что нужно сделать быстрее и качественнее, сделать то, чего нет у других. Сегодня никто не платит деньги за то, что ты хороший парень и пришел на работу. Платят только за результат твоего труда. Именно поэтому мы проводим организационные преобразования, стремимся повысить энергоэффективность предприятия, стимулируем использование «бережливого» производства на каждом рабочем месте. Оптимизируем все сферы.
Как свидетельствуют опросы, знания по бережливому производству сегодня есть у двух третей сотрудников предприятия. Значительная часть работников активно участвует в совершенствовании производственного процесса. За последние три года на заводе подано около 2,5 тысячи кайдзен-предложений. В том числе 605 рацпредложений дали экономический эффект более чем в 45 млн рублей. С июня 2014 года на предприятии начался процесс повсеместного внедрения системы рациональной организации рабочих мест – 5С.
- УУАЗ несет также значительную нагрузку в плане социальной ответственности перед своими работниками. Не планируется ли на заводе как-то урезать расходы по социальному обеспечению людей, сократить персонал?
- Социальный пакет работников постоянно увеличивается. С ноября 2013 года в дополнение к имеющимся серьезным преференциям действует положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников АО «У-УАЗ». Оно призвано усилить социальную защищенность работников предприятия при выходе на пенсию, закрепить на предприятии квалифицированные кадры. Негосударственное пенсионное обеспечение работников основывается на принципе совместного участия предприятия и работника в формировании пенсионных средств для будущих выплат негосударственной пенсии и дает серьезную прибавку к государственной при выходе человека на пенсию.
Очень серьезная работа ведется по решению жилищной проблемы молодежи. Сегодня действует соглашение о сотрудничестве между У-УАЗ, республиканским комитетом по молодежной политике Министерства образования Республики Бурятия и региональным отделением общероссийской общественной организации «Союз МЖК России» по Республике Бурятия, планируется реализовать жилищную программу, разработанную Ростехом.
У нас действует коллективный договор, заработная плата стабильно индексируется.
Для того чтобы оставаться на рынке и развиваться, предприятию необходим высококвалифицированный персонал, способный помочь модернизации завода, оптимизации производственного процесса. Решающим фактором повышения конкурентоспособности продукции стало комплексное и высокоэффективное обновление, высокая производительность труда. Все предприятия вынуждены и перераспределять ресурсы, и оптимизировать среднесписочную численность. При этом всегда востребованным остается мастер своего дела, без работы не останется хороший специалист.
- Что у предприятия в перспективе? Не остановится производство из-за санкций?
- Наша продукция по-прежнему имеет перспективы на рынках Южной и Восточной Азии, Латинской Америки, Африки. Политическая обстановка ускорила процессы импортозамещения и качественного развития вертолетной техники. За последние годы только У-УАЗ выпустил две новейшие модификации вертолета Ми-8/17 – вертолеты Ми-8АМТШ-В и Ми-8АМТШ-ВА, собранные практически полностью из российских комплектующих.
Нужно отметить, что в связи с общемировой макроэкономической нестабильностью идет общее снижение объемов закупок вертолетной техники. Это касается не только российских вертолетов, но и производителей из США и Европы. Некоторые компании имеют значительный спад объема продаж. Довольно нелегко в этих условиях удержать основные показатели на уровне предыдущего года, а то и увеличить их.
Поэтому мы постоянно предлагаем нашим партнерам новинки, например, конвертируемый вертолет Ми-8АМТ. За три часа из транспортного он может стать VIP-салоном. В разработке новое предложение для китайских заказчиков. На Московском вертолетном заводе им. М.Л. Миля, также входящем в холдинг «Вертолеты России», начались летные испытания второго образца вертолета Ми-171А2. Прорабатываем варианты производства новых типов авиационной техники и кооперации с другими авиастроительными предприятиями. Все новое рождается непросто. Это всегда огромный объем работы. Но останавливаться на достигнутом нельзя, необходимо постоянно двигаться вперед, выходить из зоны комфорта. Это и есть развитие.
- Спасибо за беседу.