24 декабря протоиерея Всеволода Чаплина освободили от должности главы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Русской православной церкви. Как пояснили в синоде, Чаплину пришлось покинуть пост в связи с оптимизацией — отдел, который он возглавлял в течение последних шести лет, будет расформирован, сообщает «Лента.ру».
Среди россиян протоиерей получил известность благодаря неоднозначными высказываниям по самым различным поводам.
Для жителей Бурятии отец Чаплин запомнился своим визитом в республику в августе 2012 года. В Улан-Удэ протоиерей прибыл в качестве руководителя комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений при президенте РФ.
2 августа он встретился с главой Бурятии Вячеславом Наговицыным. На встрече он лестно отозвался в целом о регионе и благостном микроклимате в плане межрелигиозных отношений.
- Я в первый раз в Бурятии. И надеюсь, что не в последний. Слышал много хорошего о вашей республике, – мы знаем, что в Республике Бурятия прекрасный климат в межнациональной сфере. Это благодаря добрым традициям гостеприимства бурятского народа и открытости и жертвенности русского народа. И я рад, что в Бурятии центр традиционного буддизма. У нас с Хамбо ламой хорошие, человеческие отношения. Мы с ним часто встречаемся на различных государственных мероприятиях, - сказал тогда Всеволод Чаплин.
На следующий день глава Синодального отдела РПЦ продолжил говорить об уникальном межкультурном единстве народов республики, только теперь уже на встрече с представителями национальных диаспор.
- Бурятия демонстрирует потрясающий по силе и богатству опыт, который позволяет мирно уживаться людям разных религий. Я очень надеюсь, что такой межкультурный диалог будет систематизироваться, развиваться и проявляться вовне. Всякая общность стремится идти своим путём, и эта разница должна быть нами осознана. Модель унификации, которую сейчас активно развивают западные страны, для России неприемлема, - поделился мнением Всеволод Чаплин.
А после непродолжительной встречи протоиерей отправился в Иволгинский дацан. Большинство членов комиссии, в том числе Чаплин были в дацане впервые. Они с особым интересом рассматривали скульптуры и танки. Отдельно остановились у старинной фотографии Шулутского дацана, который хотят восстановить из руин. Хамбо лама показал прекрасное знание истории, подробно называя даты создания скульптур и строительства храмов. Глядя на то, как верующие кланяются и кладут деньги к подножию божеств, некоторые члены комиссии последовали их примеру.
Во время беседы с Чаплиным лидер российских буддистов Хамбо лама Дамба Аюшеев рассказал о том, что буряты постепенно забывают свои корни, в том числе питаясь неродной пищей.
- Мы, буддийские священники, занимаемся социальной деятельностью в селах. Мы стараемся делать всё, чтобы люди не покидали родину, а возрождали ее. Поэтому помогаем восстанавливать традиционное хозяйство. Начали с традиционного овцеводства, затем хотим вернуть в села бурятскую породу коней. Создаём хозяйства такого типа, чтобы скот нас кормил, а не наоборот. А то сейчас Бурятия большую часть питания ввозит извне, — заметил Хамбо лама. — Мы питаемся плохо, да еще неестественной неродной пищей. Здоровье и генофонд народа под угрозой. Много говорят о строительстве новых птицефабрик и свинокомплексов. Но ведь от этих животных проблемы то с птичьим гриппом, то с бешенством. Не понимают, что самое здоровое мясо человеку дают овцы и кони.
Затем протоиерея накормили национальным блюдом – буузами - с ними он расправился с помощью ложки.
Свой визит в Бурятию отец Чаплин закончил тем, что принял участие в божественной литургии в Одигитриевском соборе Улан-Удэ.
В этом году Чаплин отметился тем, что заступился за буддийский дацан в Москве. Дело в том, что в патриархию поступали жалобы на строительство буддийского храма на Поклонной горе, где уже есть православный храм, мечеть и синагога. Противники строительства беспокоило присутствие свастики на здании храма.
Священник тогда сказал, что используемая буддистами свастика «имеет мало общего с той свастикой, которую мы знаем из истории гитлеровской Германии». Он заявил, что гитлеровцы использовали крест, но это не значит, что христианам теперь его нельзя использовать в богослужениях и при крестном знамении.
- Конечно, мы не может отказаться от употребления креста только потому, что когда-то его использовала злая сила. Наверное, и буддисты не могут отказаться от своего древнего символа потому, что его в свое время в искаженном виде (не в том виде, в котором этот символ присутствует в буддийских молитвенных помещениях) использовали гитлеровцы, - сказал глава ОВЦО.
Священник напомнил, что буддисты тоже участвовали в войне против гитлеровской Германии и «часто в те моменты, когда православные христиане в значительной массе переходили на сторону недруга, люди, прибывшие из регионов, где традиционно распространен буддизм (Калмыкия, Тува, Бурятия), оказывались более верными слугами русского царя, а потом советской державы».