Общество
5930

Поселок-призрак

Тоннель построили. Все свободны.



Заложниками называют себя жители поселка Тоннельный на севере Бурятии. Около двухсот семей (шестьсот человек) живут здесь в сборно-щитовых времянках, которым свыше пятнадцати лет. Поселок был построен для работников треста , когда еще только начиналось грандиозное строительство. Предстояло пробить 15-километровый железнодорожный тоннель через толщу Северомуйского хребта, расположенного в одной из самых сейсмически активных зон Земли.

Сегодня тоннель почти завершен. Осталось чуть более ста метров проходки. Предполагается, что через три года , ставший акционерным обществом, сдаст уникальное сооружение в постоянную эксплуатацию заказчикам - МПС России и Восточно-Сибирской железной дороге, в чьем ведении находится теперь этот участок БАМа.

В связи с этим руководство АО объявило о прекращении работы всех производственных подразделений, расположенных в п. Тоннельный. При этом часть из них, необходимая для сдачи тоннеля в эксплуатацию, должна быть передислоцирована в поселки Северомуйск и Разлив вместе с работниками и их семьями. Осуществить передислокацию планируется до 1 сентября этого года. Остальных жителей пос. Тоннельный, в которых АО больше не нуждается, ждет сокращение.

Кроме того, до 1 августа с.г. предполагается провести демонтаж котельной, которая обеспечивает поселок теплом.

Свои намерения руководство АО мотивирует необходимостью сокращения затрат на содержание временных поселков тоннельщиков. По поселку Тоннельный эти затраты составляют порядка 32-33 млн. рублей в год. Сами жители Тоннельного с решением о передислокации категорически не согласны.

Во-первых, в поселках Северомуйск и Разлив сегодня насчитывается только 57 свободных квартир. А в Тоннельном, как уже говорилось, проживает около 200 семей, в том числе 34 семьи бюджетников (в основном, учителей поселковой школы), пенсионеров, безработных.

К тому же Разлив доживает свой век. И он тоже полностью на Северомуйском тоннеле. А значит, людям, переселенным сюда из Тоннельного, через год-два неминуемо предстоит новое переселение. Да и в самом Северомуйске после сдачи тоннеля в эксплуатацию, скорее всего, останутся лишь работники железной дороги, для которых сейчас возводится капитальное жилье.

В-третьих, поселок Разлив не является самостоятельной административно-территориальной единицей. Официально его как бы и не существует. Жители Тоннельного опасаются, что, переселившись туда, они окончательно лишатся всяческих гарантий на будущее, прежде всего, субсидий на приобретение жилья на . Их просто перестанут замечать. В-четвертых, сам термин вызывает протесты жителей Тоннельного. Они считают, что необходимо говорить о ликвидации поселка, поскольку после демонтажа котельной жить здесь станет просто невозможно. При этом в отличие от передислокации ликвидация населенного пункта предполагает комплекс социальных гарантий для всех его жителей.

Свою позицию жители Тоннельного довели до представителей АО на недавнем сельском сходе. Прозвучал любопытный вопрос: если бывший трест выкладывает по 33 млн. в год на содержание поселка, не лучше ли отдать эти деньги людям, чтобы они выехали на ? Ответ представителя АО Андрея Яцкевича был весьма показателен: Кроме того, руководство бывшего треста отмечает, что многие из жителей не только Тоннельного, но и других временных поселков в зоне Северомуйского тоннеля, уже имеют квартиры на или получили субсидии на их приобретение. Однако надо учитывать, что субсидии, полученные до августовского кризиса 1998 года, сегодня уже не позволяют приобрести нормальное жилье. Те, кто не успел купить квартиры по докризисным ценам, сегодня оказались в двусмысленном положении. Им полагаются новые субсидии при условии, что они вернут государству ранее полученные деньги. Но люди не торопятся возвращать, опасаясь, что новых денег не будет или их придется ждать слишком долго. Поэтому они числятся как получившие субсидии, но реально приобрести квартиры не в состоянии.

Приехавший на сход из Таксимо глава администрации Муйского района Александр Кардаш заявил: .

Александр Кардаш согласен с жителями Тоннельного в том, что правомерно вести речь о ликвидации временных поселков, а не о их передислокации. Вместе с тем глава местного самоуправления заявил, что нельзя допустить прекращения работы объектов социальной сферы в Тоннельном: пока остается хотя бы несколько семей, школа и клуб должны работать. Должна работать и котельная. По словам Александра Кардаша, администрация района готова обратиться за помощью даже к правоохранительным органам, чтобы не допустить ее демонтажа. А вот помешать выводу из Тоннельного производственных подразделений АО местное самоуправление не может. Поэтому у жителей поселка возникают вполне обоснованные опасения, что бывший трест применит по отношению к ним : работы в поселке не будет, а получить ее в Разливе или Северомуйске смогут лишь те, кто согласится туда переехать на условиях, продиктованных АО . Хотя, как заверил Александр Кардаш, администрация района готова приобрести автобус, чтобы установить регулярное сообщение между Тоннельным и Северомуйском (это около 40 километров). Как депутат Народного Хурала Бурятии Александр Кардаш намерен поставить вопрос о судьбе жителей Тоннельного на очередной сессии республиканского парламента. По его мнению, необходимо также пригласить на сессию руководителей АО и ВСЖД. Население поселка уже делегировало на сессию двух своих представителей в надежде, что законодатели Бурятии выслушают их и не останутся равнодушными к судьбе шестисот человек.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях