Общество
2798

Улан-Удэ и мусорная угроза

Вдобавок ко всем послекризисным напастям столице Бурятии всерьез угрожают горы мусора. План решения этой проблемы существует, дело за воплощением. И вот тут начинается самое интересное.



В столице Бурятии создано муниципальное унитарное предприятие . Существует оно с февраля 2000 года. Правда, самого завода еще нет, но есть дирекция, которой поручено организовать его проектирование и строительство. Крайняя необходимость появления такого предприятия не требует особых доказательств - они в каждом дворе, на каждой улице нашего славного города.

Немного истории

- В Улан-Удэ подобное производство планировалось еще в 1989 году, - рассказывает директор предприятия Пурбо Михайлович Доржиев. - Тогда предполагалось в районе моторостроительного завода организовать мусоропереработку, но те проектные предложения не прошли экспертную проверку.

Во всем Союзе работало от силы 6 - 7 таких заводов - уж слишком подобные предприятия капиталоемкие. Мечта о 100-процентной очистке методами сжигания, компостирования и другими требовала еще тогда ощутимых вложений. Поэтому строительство отложили до лучших времен, которые никак не наступят. Время идет, а глобальная проблема по очистке города как была, так и остается.

Чем все это грозит?

Вывоз ТБО (твердых бытовых отходов) на загородные свалки становится экономически невыгодным, а захоронение - экологически опасным. Ежегодно Улан-Удэ выдает около 100 тысяч тонн мусора, часть которого вывозится на главную свалку в районе стеклозавода. Однако никаким санитарно-экологическим нормам она не отвечает. У нас бытовые отходы вывозятся и сжигаются на стихийных свалках или прямо в контейнерах, которые нещадно дымят и распространяют зловоние и инфекции. При легкомысленном отношении мусор изрядно отравляет нашу жизнь в буквальном смысле.

Тонны мусора выделяют метан, угарный газ и другие, не менее опасные для здоровья соединения. Плюс болезнетворные микроорганизмы и запахи, да еще вечные спутники свалок - грызуны и птицы с инфекциями. А на город ветра идут как раз со стороны поселка стеклозавода, где к тому же расположены кладбище, туберкулезный и психоневрологический диспансеры. Прямо-таки бомба замедленного действия заложена в этом месте!

Через толщу мусора дождевые и талые воды уходят под землю, оттуда прямиком в Селенгу - самый большой приток Байкала. И потому эта проблема не столько городская, сколько региональная. Беда еще в том, что Улан-Удэ буквально утопает в самовольных свалках. На специальной карте город усыпан точками, где сконцентрированы отходы на площади в несколько гектаров. Сильно возросшее за последнее время количество отходов - результат, прежде всего, изменения образа жизни, в частности, большого распространения предметов одноразового использования.

По данным бурятского Госсанэпиднадзора, больше 30 % всех заболеваний связаны именно с неблагополучным состоянием атмосферного воздуха. Образующийся при сжигании отходов диоксин является причиной возникновения онкологических болезней. Научными и общественными организациями давно установлен неутешительный диагноз санитарному состоянию Улан-Удэ. Однако от этого не легче. Субботники, другие подобные разовые акции остроту проблемы не снимают. Городу нужны новые технологии в мусоропереработке.

Мусор как бизнес

Судя по опыту развитых стран, к коим очень хотелось бы отнести и нашу, переработка отходов представляет доходную отрасль, приносящую неплохую прибыль в экономику. Тем более что недостатка в сырье, то бишь мусоре, просто не предвидится. Российское стекло, бумагу, алюминий можно десятки раз перерабатывать, и необязательно в Китае или еще где-то. Собранная макулатура пошла бы на Селенгинский ЦКК, что-то на стеклозавод, химические отходы можно продать на предприятия Иркутской области. Металлургические комбинаты страны тоже нуждаются во вторсырье - работать с ним гораздо дешевле, нежели выплавлять сырье из руды. Предполагаемая прибыль от мусоропереработки должна будет пополнить городскую казну, поскольку создаваемое предприятие является муниципальным.

Схема работы завода

- Исходя из сегодняшнего положения, единого предприятия, расположенного на окраине города, быть не может, - говорит главный инженер МПЗ Борис Гаврилович Мочалов. - За период с февраля по сегодняшний день при участии местных и московских проектировщиков разработана программа изысканий и проектирования, согласно которой проблему надо решать поэтапно.

На территории Улан-Удэ предполагается разместить несколько мусоросортировочных станций. Чтобы уменьшить капвложения, можно использовать заброшенные сооружения, коммуникации. Автотранспорту тоже не надо будет перемещаться из одного конца города в другой (заполняемость на спецавтомобилях составляет от силы 30%. Остальное - воздух).

На этих станциях мусор будет проходить отсев по видам и размерам, затем его путь пройдет через металлоконтроль. После этого сырье поступает на сортировочный стол - бумага к бумаге, стекло к стеклу и так далее. Куда дальше пошел бы собранный материал, мы поясняли ранее.

То, что не смогли превратить в полезное, прессуется и вывозится на хранение на загородный полигон (возможно, в районе Тапхара). Запрессовка позволит сэкономить до 30% расходов на мусороуборку, а также блокировать процессы гниения. В перспективе возможно строительство цеха для последующей переработки прессованных отходов по технологии компостирования.

Когда же заработает

мусороперерабатывающий завод?

Через полгода с начала финансирования могла бы быть готова рабочая документация, забит первый колышек для начала строительных работ. Через год-другой торжественно перерезана ленточка, и санитарная ситуация в городе начала бы резко улучшаться.

Однако все это радужные мечты. Много вопросов возникает вокруг выбора участка полигона - никто не хочет жить возле мусора. Аналогично реагируют и местные администрации - . Вопрос упирается, как уж повелось на Руси, в деньги. И тут появляется обратная сторона медали.

Где найти инвестиции?

Каждый квартиросъемщик, оплачивая свое жилье, вносит определенную сумму на вывоз мусора. В любом случае уборка оплачивается из городского бюджета, который, в свою очередь, формируется за счет местных налогов. То есть качество уборки напрямую определяется финансовыми возможностями бюджета.

Пока на строительство МПЗ выделено 1,5 млн. рублей, еще 9 миллионов ожидаются из федеральной казны. Но деньги эти все никак не заработают. По самым грубым подсчетам, только проектирование обойдется не в один миллион.

Фонд социально-экономического развития РБ, где находятся средства из федерального бюджета, готов дать эти деньги. Но только под проценты. Возникает вопрос: почему эта организация в решении жизненно важной проблемы берет на себя функции коммерческого банка? Ведь если, дай Бог, и заработает завод, то все затраты окупятся только через 10 - 12 лет. Какая сумма накрутится за это время, страшно представить.

Сейчас вокруг несуществующего предприятия исписаны горы бумаги, по которой давно плачут, извините, переполненные мусорные контейнеры. Реализация задачи, поставленной перед дирекцией завода, возможна лишь при объединенных усилиях федеральных, республиканских и муниципальных структур. Неужели и эта попытка решить проблему с очисткой города окажется неудачной?

Послесловие

От 16 июня сего года правительством РФ подписано распоряжение о выделении 60 миллионов рублей, направленных на защиту озера Байкал. Из них 4 миллиона адресуются конкретно под будущий завод. Теперь остается ждать. Долго ли?

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях