Общество
2192
Юрий Скуратов: <В Бурятии меня никогда не предавали>
С недавних пор и, думается, по вполне понятным причинам пресса перестала баловать бывшего генерального прокурора России Юрия Скуратова своим вниманием. Его отставка позволила умеющим держать представителям столичных сделать вывод о том, что наш земляк окончательно и бесповоротно покинул подмостки российской политической сцены. О том, насколько такое мнение состоятельно, - судить читателю, вниманию которого мы предлагаем эксклюзивное интервью Ю.Скуратова нашей газете.
- Юрий Ильич, в конце июля и начале августа вы в коридорах администрации президента Бурятии и Народного Хурала. Появилась информация о том, что вы приглашены для участия в работе над текстами поправок к нашей Конституции. Насколько она соответствует действительности?
- Все правильно, по приглашению руководства республики я и в самом деле над ними работаю.
- Чем продиктована необходимость внесения поправок и каких частей нашего Основного Закона они коснутся?
- Причин для внесения поправок в Конституцию Бурятии я вижу три. Прежде всего, это фактор времени. С момента ее принятия миновало уже шесть лет. За этот период накоплен как положительный, так и отрицательный опыт ее практического применения. Во-вторых, произошли изменения в Федеральном законодательстве, которые должны быть непременно учтены в Конституции республики. И, наконец, в-третьих, в июле нынешнего года Конституционный суд России в своих нормативных актах принципиально поставил вопрос о необходимости ликвидации противоречий региональных законодательных актов российским.
Что же касается второй части вопроса, то могу сказать, что в новой редакции отдельных статей Конституции Бурятии не будет упоминаний о суверенитете республики, планируется исключить право проведения самостоятельной внешней и внутренней политики, право собственности народа Бурятии на недра, землю и другие природные ресурсы. Все это - прерогатива и собственность федерального центра.
- Изменят ли поправки полномочия органов государственной власти?
- Полагаю, что да. Если прежде президент предлагал Народному Хуралу на утверждение кандидатуры не только своих заместителей, но и министров, то отныне последних он будет назначать и отрешать от должности самостоятельно. Кстати, одна из поправок затрагивает порядок проведения референдумов об изменении границ территории республики. Если раньше правом принятия решения был наделен глава Бурятии, то скоро эта прерогатива перейдет в ведение Народного Хурала.
- Коснутся ли поправки президента?
- Предполагается лишь увеличить срок его полномочий до 5 лет. То же самое коснется и депутатов Народного Хурала.
- Выходит, новые выборы состоятся лишь в 2003 году?
- Решение будет принимать Народный Хурал.
- Юрий Ильич, как вы оцениваете инициативы Владимира Путина, связанные с изменениями, происходящими сегодня в политической системе страны? Я имею в виду нашумевшую историю с реформированием Совета Федерации, разделение страны на 7 федеральных округов.
- На мой взгляд, это слишком поспешные, не до конца продуманные шаги. Сомневаюсь, что они приведут к усилению вертикали власти. Почему реформы не моделировались заранее, не обсуждались общественностью, не прошли правовую экспертизу? Ведь нарушения действующей российской Конституции и норм федерализма совершенно очевидны! В итоге главы регионов, в руках которых практически находятся все нити управления экономикой, оказались в полной изоляции от федеральных общественно-политических процессов. Что же касается федеральных округов, то без возможностей регулировать финансовые потоки (а уж поверьте мне, те, кто ими сегодня управляет в Москве, вряд ли захотят передать свои полномочия в округа) представители российского президента будут не слишком впечатляющими политическими фигурами. Да и губернаторам и президентам не позавидуешь: им придется разрываться между Москвой и окружными столицами.
- Те средства массовой информации, которые сегодня решаются критиковать действия Кремля, оказываются в опале. Наглядный пример - НТВ. Это отныне будет нормой? Не свидетельствует ли подобная реакция властей на выступления независимой прессы о том, что Россия встала на путь превращения в тоталитарное государство?
- Такая опасность действительно существует. Но в конечном итоге все зависит от Путина. Мы видим, что он пока делает только первые шаги на пути публичного политика - мы до сих пор знаем о нем очень мало, хотя многие голосовали за него на выборах. Помните, нынешний президент так и не обнародовал свою политическую и экономическую программу, не принял участия в теледебатах? И он уже допустил достаточно серьезные ошибки - и в системе реформирования управленческих структур, и в части обострения отношений с Западом, и в скандальной истории с Гусинским. Отношение к нелестным для президента выступлениям независимой прессы является пробным камнем в смысле умения Владимира Владимировича . Печальнее всего, что в ней принимают участие спецслужбы. Ни к чему хорошему это не приведет.
- Выходит, в марте 2000 года избиратели допустили ошибку, поставив не на того кандидата?
- Выбор народа всегда достоин уважения. Была ошибка или нет - покажет время. Самое важное - не допустить, чтобы уголовное преследование по политическим мотивам стало в нашем обществе нормой. Но сегодня, к сожалению, от этого не застрахован ни один гражданин России.
- А как лично вы относитесь к Путину?
- Я далек от слепого поклонения перед президентом. За достоинства, которые у Владимира Владимировича, несомненно, имеются, я его уважаю. За недостатки - критикую, причем не только как гражданин, но и как лидер движения , объединяющим в своих рядах представителей 56 российских регионов.
- Об этом движении не так уж много известно...
- Главной своей целью я и мои сторонники провозгласили борьбу с коррупцией. На протяжении целого ряда лет она подменяется пустыми декларациями, , запугиванием олигархов, хотя на самом деле должна вестись планомерно и каждодневно. Те, кто входит в состав движения, поддерживают мои идеи, мое видение будущей России как правового государства.
Есть среди них юристы, чиновники, рабочие, люди других специальностей. Мы организовали юридическую помощь населению, причем малообеспеченные получают ее бесплатно. Выходим и на международный уровень. Получила поддержку у моих коллег идея создать международную ассоциацию бывших генеральных прокуроров европейских стран. Ведем научную деятельность в области права.
- Есть ли перспективы у нашумевшего ?
- Несомненно. Я вам даже больше скажу. Масштабы расследования расширяются с каждым днем. При этом все документы, весь фактический материал находятся в Швейцарии и недоступны нашим коррупционерам, способным украсть миллиарды долларов. Сегодня очень многое зависит от мужества и принципиальности следователей. Давление на сотрудников генпрокуратуры оказывается колоссальное. И это не пустые слова.
- Ангажированные российские СМИ не однажды упрекали вас в неспособности раскрыть убийства Холодова и Листьева...
- Убийство Дмитрия Холодова было раскрыто еще в мою бытность генеральным прокурором. Организовавшие его руководители разведки ВДВ должны предстать перед судом.
Что же касается смерти Владислава Листьева, то могу сказать, что за покушением на него стоят очень влиятельные люди. Cегодня перспективы раскрытия этого убийства мне представляются весьма сомнительными. Следователь, который над ним работал, ушел в отставку. Новому сотруднику предстоит изучить несколько десятков томов предыдущего расследования. На это уйдет как минимум полгода. А время, как известно, не только лечит раны, но и смывает следы.
В потоке лжи, который совсем недавно обрушивали на меня всевозможные доренки и им подобные, было и обвинение в том, что имена убийц известного тележурналиста до сих пор неизвестны народу. Но стоило бы мне раскрыть рот, как спустя несколько часов их не было бы в России...
- Юрий Ильич, насколько тяжело вы пережили свою отставку и все, что с ней связано?
- Пришлось немало выдержать. Досталось и мне, и моей семье. было во многих отношениях показательным. Кремль испытал на мне методику уголовного преследования по политическим мотивам. Я сожалею об одном: что не сумел донести до общества смысл моей борьбы. А сегодня в схожей ситуации оказались и российские сенаторы, которые голосовали за мою отставку. С экранов их уже открыто называют баронами, ворами, удельными князьками. Согласитесь, симптомы весьма многозначительны...
Я не остался без работы: руковожу движением , выступаю с лекциями, работаю с аспирантами. Помогаю Бурятскому госуниверситету, почетным профессором которого являюсь. Знаю, что мне многие сочувствуют и поддерживают меня. Очень им за это благодарен.
- Такие люди есть и в Бурятии?
- Это друзья моего детства, студенчества, преподаватели, депутаты, руководители республики. Да и родни у меня здесь немало, мама живет в Улан-Удэ. Мы встречаемся, делим поровну невзгоды и радости. Уверен, что и в будущем все останется по-прежнему. В Бурятии меня никогда не предавали.
- Скажите, а не появлялись ли у вас мысли связать свое политическое будущее с нашей республикой?
- Говорить об этом пока рано. До выборов еще 2 года. Тем более, что Леонид Васильевич Потапов, нынешний президент Бурятии, по моему глубокому убеждению, является именно тем человеком, который сегодня нужен республике. Он - на своем месте. А будущее покажет. Такой возможности я не исключаю.
- Благодарю вас за беседу.
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях