Общество
3817
В Улан-Удэ по ночам стреляют. Из обрезов
Майор милиции в отставке, проработавший в органах НКВД-МВД тридцать три года, в былые времена лучший сыщик уголовного розыска Санкт-Петербурга, наш земляк Данциг Сергеевич Балдаев собрал уникальные материалы о лагерной жизни, тюремном фольклоре сталинских времен.
Сегодня в его три тысячи шестьсот всевозможных тюремных татуировок и около четырнадцати тысяч блатных воровских выражений. Сборники фени, составленные Балдаевым, переиздаются разными издательствами уже в четвертый раз, его потрясающий суперальбом , с документальной точностью показывающий бесчеловечную машину уничтожения в СССР, издан во Франкфурте-на-Майне. О нашем земляке и его писал венгерский журнал , после в Сегеде (Венгрия) о нем вышла книга , которая, по отзывам местной прессы, стала . Его рисунки были показаны в Государственном музее политической истории России , вызвав огромный поток зрителей. Материалами Данцига Сергеевича заинтересовалась и телекомпания Би-би-си, рассказав о его редчайшей коллекции.
Рисовать Данциг Сергеевич начал с трех лет. Его отец Сергей Петрович Балдаев, известнейший бурятский ученый, этнограф, писатель, всячески помогал мальчику, он же и записал его в изокружок Дома пионеров. В 1938 году Сергея Петровича, как и многих других образованных людей, репрессировали. Жена Степанида Егоровна умерла еще в 1935-м, и Данциг попал в детский дом. Потом война...
И он, сын , в рядах 61-й танковой дивизии участвует в войне с Японией. Характеристика, которую он получил при демобилизации в 1945-м, была идеальной. , - смеется сегодня Данциг Сергеевич.
К тому времени вышедший из заключения отец по ряду причин переезжает в Ленинград. Так началась питерская жизнь Балдаевых. Данцига как отличника боевой и политической подготовки оставили (!) Тогда на этот счет вышел специальный указ Сталина. И Данцига Сергеевича как наиболее ответственного и надежного работника отправляют на службу в знаменитые питерские . Он был и охранником, и конвоиром в лагерях и на этапах, и старшим надзирателем в тюремном коридоре, и старшим по корпусу. Именно тогда, умея рисовать, он заинтересовался нательной живописью своих подопечных, поскольку отдельные в самом деле были достойны внимания, настолько мастерски и виртуозно они исполнялись.
Однажды в разговоре с отцом Данциг Сергеевич обмолвился о своих наблюдениях и был обескуражен, когда отец горячо поддержал его, сказав, что обязательно нужно собирать татуировки, блатные выражения, рисунки заключенных, ведь это тоже наша история. В третьем издании Данциг Сергеевич написал: .
...Представьте себе надзирателя или корпусного , который во время раздачи вместо общепринятых говорит подопечным уркам обычные человеческие слова, а потом, при случае, беседует, что называется, с тем, чтобы ночью, в свободное время, урывками, на бурятском языке(!) записать те самые непонятные слова и выражения, из которых через несколько лет сложится рукопись целого словаря.
В поисках Данциг Сергеевич в жару и стужу объездил многие лагеря от Питера до Владивостока, побывал в тюрьмах и зонах Одессы, Севастополя, Владимира, Кирова, Нальчика, Читы, Орджоникидзе, благо, служебное положение позволяло быть вхожим в любую камеру...
На мой вопрос, как же удавалось разговорить собеседников, что называется, вызвать на откровенность, Данциг Сергеевич хитро улыбнулся. Мол, уметь надо. Не с пустыми руками входил в камеру сотрудник МВД, обязательно махорочки припасет или сигарет дешевых , . Угощал с позволения администрации зоны или тюрьмы. Чтобы добраться до истины, узнать, что символизирует та или иная татуировка и что означает феня, Балдаев... устраивал диспут между сокамерниками, кто лучше знает тюремную символику.
По словам Данцига Сергеевича, татуировка (тайный знак) является визитной карточкой зэка, в ней обозначены основные вехи его жизни, его характер, его личное . Она четко подразделяет людей по рангам, именно по татуировке можно безошибочно узнать, с кем имеешь дело: с авторитетным блатным или , активным или пассивным гомосексуалистом, паханом, который всю зону, или . Авторитеты - неоднократно судимые , как правило, украшают себя наколками с изображением Иисуса Христа, Божьей матери, святых, архангелов, креста, церкви, монастыря, черепа, звезд под ключицами и на коленях, воина, палача, хищных зверей и птиц, змеи, огнестрельного и холодного оружия, ампул с наркотиками и денег в десятках вариантов.
Все вышеперечисленные татуировки не имеют право носить зэки низких ступеней иерархии, находящиеся в подчиненном положении: это фраера, вшивари, портяночники, гомосексуалисты, крысятники, чушки, судимые за мелкое хищение государственного и общественного имущества, развратные действия, спекуляцию, хулиганство и т.д.
.
Татуировки делались механической или электрической бритвой с прикрепленной емкостью для красителя и иглой с валиком-шатуном, которые работают подобно швейной машинке, протыкая кожный покров на небольшую глубину, до одного миллиметра. Кстати, мэтры нательной живописи в уголовном мире пользуются особым уважением и покровительством. Заключенные идут к ним на поклон, упрашивают за большие деньги приобщить к клану тайных . У некоторых мастеров клиенты расписаны на год вперед. И люди ждут, чтобы стать единственным обладателем редкого шедевра.
Обычно наколки наносятся на всю жизнь, и ее владелец ни в коем случае не должен отступать от правил, диктуемых татуировкой. Данциг Сергеевич пояснил значение некоторых. Ромб на пальце означает - то есть человек ничего не боится, плевать ему на все - на режим, власти, прокуратуру. Крест - чисто воровская метка, обозначающая ходку в зону. Значок на фаланге большого пальца означает, что пошел тропой отца. Хотя, по утверждению моего собеседника, своя традиция может быть в каждой зоне, своя смысловая нагрузка у конкретного знака.
Данциг Сергеевич классифицировал татуировки, встречающиеся в зонах бывшего СССР. Есть, к примеру, асоциальные (), воровские, художественные, портретные, памятные, профессиональные, религиозные, перстневые, орнаментальные, порнографические, аббревиатурные и т.д. В 40-х -50-х годах татуировки чаще всего делались неумело и грубо - были . По наблюдениям Данцига Сергеевича, лишь с конца 60-х татуировки стали исполняться по-настоящему профессионально в смысле качества и его художественного уровня.
Феня в ботах
Словари Данцига Сергеевича Балдаева по большому счету можно оценить, как научный труд - по крупицам собран тайный тюремный разговорный язык, фольклор. Первый свой сборник, куда вошли и татуировки, и феня, Балдаев выпустил в издательстве ГУВД Ленинграда в виде учебного пособия для милиции. Коллеги ахнули и , куда следует. Однако в КГБ отреагировали неожиданно: там были поражены и по достоинству оценили труд, позволяющий легко определить год, место рождения, статью, название лагеря пойманного преступника. И к тому же понять, о чем говорят между собой их подопечные... И распорядились выделить 500 экземпляров для служебного пользования КГБ, прокуратуры, милиции и в лагерях.
Уже вторая книга, напечатанная в Минске тиражом в 50 тысяч экземпляров и вышедшая в свет в 1992-м году, для широкого круга читателей стала почти бестселлером. В ней дается расшифровка достаточно полного свода блатных татуировок-аббревиатур, неофициальные народно-блатные топонимы, собранные Балдаевым в Ленинграде и Лениградской области, и собственно феня. Впервые были официально представлены и рисунки заключенных-воров - обязательный элемент лагерной субкультуры.
Лагерный язык, по словам Данцига Сергеевича, богат синонимами, некоторые синонимические ряды содержат по сто и более . И, как ни странно, в воровском жаргоне ненормативной лексики очень мало, блатной язык - образный и афористичный. Среди четырнадцати тысяч слов и выражений, собранных Балдаевым, очень много вполне благозвучных выражений, которыми можно оскорбить, унизить человека куда сильнее, чем просто матом.
И потом, наверняка многие из нас даже не догадываются, что наш бытовой язык давно и прочно феней. Данциг Сергеевич принес словари к нам в редакцию и мы начали вслух читать: , , , , , , , , , и т.д. Такой незаметный лагерного и бытового языка нисколько не удивляет Данцига Сергеевича, ведь в нашей стране миллионы отсидели в лагерях и до сих пор сидят тысячи заключенных. И по сути феня как нельзя более точно отражает отношение к этой жизни большинства россиян. По большому счету, лагерная культура - это часть нашей культуры, считает Данциг Сергеевич. И с ним трудно не согласиться.
Из словаря блатного воровского жаргона
(Д.С.Балдаев, Москва, , 1997, в двух томах, тираж 10 тысяч экземпляров)
Базар фуфлометов - Государственная Дума РФ
Балаболка из психушки совка - депутат Госдумы РФ, дающий пустые обещания
Банка с пауками-скорпионами - 1. Конституционный суд РФ. 2. Госдума и правительство РФ.
Белая гвардия - злостные отказчики от работы в местах лишения свободы.
Ваучер выдать - громко при людях испортить воздух.
Венчание - суд, судебный процесс.
Вертухай - контролер, надзиратель, охранник в ИТУ.
В свете решений КПСС - об обесточенном ИТУ
В шаронку почирикать - жаловаться на свою горькую судьбу другому осужденному в местах заключения.
Гадюшник - 1. Воровской притон. 2. Отделение милиции. 3. Затрапезное питейное заведение, точка общепита.
Григорий Борисович - госбезопасность.
Доходяга - ослабевший, обессилевший человек.
Хун - 1. Незнакомый человек. 2. Венгр.
Хурал - то же, что сучий парламент - собрание заключенных-общественников.
Хушун - 1. Отдельно стоящий дом, строение. 2. Холм, покрытый лесом.
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях