Старые рыбаки не скрывают своего возмущения: рыба гибнет от электрических разрядов, а простой народ штрафуют за пару пойманного омуля.
Свою точку зрения на эту проблему высказал начальник Управления Юрий Калашников:
- Проблем с маленьким заградителем, который закрывает протоку, у нас нет. Все вопросы возникают из-за того, который стоит в русле реки Селенги. Я сам в субботу вечером спустился на море, посмотрел: бьет рыбу. 26 сентября на расстоянии трех километров ниже электрозаградителя ихтиологи за час насчитали 21 штуку омуля, из которых 4 уже погибли, 11 не реагировали на раздражители, а 6 штук бились в судорогах. Чайки на погибшую рыбу не обращали внимания. Это наводит на мысль, что птицы пресытились легкодоступной добычей.
Первая рыба, идущая на нерест, самая сильная. По всем законам природы она должна уйти в верховье Селенги, поэтому рвется через электрическую преграду. На расстоянии 2-3 метров ее начинает прижимать. Погибает больше самцов, которые заходят в опасную зону дальше, чем самки.
Есть у нас еще одно серьезное опасение: осенью идет скат других видов рыб в Байкал. По неофициальным данным, встречается даже осетр. Хотя, несмотря на наши просьбы, исследования в этой области не ведутся. Но могу привести такой пример: за то время, пока на Баргузине стоял рыбозаградитель, в реке перестал появляться налим, погибло очень много сазана, который скатывался сверху. Тогда мы смогли доказать, что заградитель нужно убрать, но там и специфика реки другая, глубина меньше.
Необходимость строительства электрозаградителя на Селенге возникла из-за большой загрязненности вод промышленными предприятиями. Икринки находятся в реке 6 месяцев. Если раньше в верховьях реки их выживаемость была довольно высокая - 20%, а на некоторых участках даже до 60%, то ниже города выше 1% она никогда не поднималась. В свое время предъявлял предприятиям иски о причиненном ущербе, доходящие до 2,5 миллиона старыми деньгами.
На сегодня пока нет никакой другой схемы, с помощью которой можно отлавливать рыбу для искусственного воспроизводства. Есть только один вариант: вернуться к старому способу отлова закидным неводом. Для этого опять же нужны средства, которых пока нет. Но может быть так, что электрические заслоны мы используем последний год.
Общество
2162
Заградитель убивает рыбу
Уже два десятка лет стоит электрическая преграда на Селенге, и столько же времени не утихают споры по поводу рациональности и даже, если хотите, гуманности ее использования.