Общество
16621
Эмчи, побеждающий хвори
О необыкновенном даре врачевателя эмчи-ламы Чимит-Доржи Дугарова ходит много чудесных историй. Возможно, часть из них - плод слишком бурного воображения людей, которые действительно исцелились от мучивших их недугов.
Одни рассказывают от том, как избавились от рака, благо, пришли к эмчи вовремя, другие с ужасом вспоминают о зобе, который не давал нормально жить и исчез за пару сеансов, женщины рассказывают о своих скрытых болезнях, о которых уже успели позабыть. Но все помнят, кто им помог...
Попасть на прием к эмчи-ламе Чимит-Доржи Дугарову не так просто, пришлось отсидеть приличную очередь и уже ближе к обеду, наконец оказавшись у него в кабинете, я попросила об интервью для наших читателей.
- О вас ходит так много необыкновенных рассказов...
- Нет-нет, чудесами я не занимаюсь. Их нет на этом свете. Я делаю то, что мне положено по сану, по службе, благодаря тем знаниям, что получил. Тибетская медицина глубоко научна. И суперспособностей у меня нет: людей через стены не вижу... Среди лам, конечно, встречаются люди, которые смогли реализовать свои способности больше, чем другие, но их немного...
- А как вы стали лекарем?
- Сам заболел и пришлось обратиться к лекарю тибетской медицины, он жил под Читой в маленьком селе неподалеку от Романовского тракта. Пришел к нему за помощью и остался послушником. Мой учитель получил старинное духовное образование, и я многому у него научился. Помогал два года: делал лекарства, переводил тексты, был на приемах. Родители не возражали, наоборот, радовались, что дело по душе нашел, что по улицам не слоняюсь. Потом я работал вместе с группой Сибир-ской Академии наук, которая занималась изучением индо-тибетской медицины: туда вошли бывшие ламы, владеющие тибет-ским языком, ботаники, ученые, занимавшиеся источниковедением. Меня взяли как практика, который знает, как собирать травы, готовить лекарства... В конце 60-х я поступил в первый открывшийся после революции буддийский институт в Улан-Баторе, где проучился шесть лет. Позже отправился в Индию в институт медицины и астрологии при резиденции Далай-ламы XIV в Дарамсале. У меня есть сертификат, заверенный подписью личного врача Далай-ламы. Почти пятнадцать лет принимал прихожан как духовный наставник в Иволгинском дацане.
- Я знаю, что вы работали во Всероссийском центре нетрадиционной медицины в Москве и лечили в Элисте ВИЧ-инфицированных детей... Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?
- Да, я целый год ездил в Элисту, хотя сначала думал, что смогу победить болезнь и за три месяца. Но она оказалась очень коварной. Иммунитет у детей я поднял, но есть ли полностью излечившиеся - не знаю. К сожалению, у них не было средств на анализы, началась борьба не за жизни детей, а за другое... Кто-то на этом защитил докторскую диссертацию. Через пять лет я встречал тех врачей, с которыми вместе работал, они сказали, что из сорока шести детей пятеро умерли.
- И все-таки, как вы думаете, можно ли методами тибетской медицины вылечить СПИД?
- Это, может быть, и нереально. Хотя я знаю, что тибетцы в Америке лечили СПИД очень хорошо. Бывший врач Далай-ламы Еши-Дондок проводил опыты над ВИЧ-инфицированными крысами и результат был: из двадцати одной остались живы восемнадцать.
- Но почему эти результаты нам не известны?
- Разве это возможно, чтобы официальная ортодоксальная медицина признала себя бессильной и приняла во внимание опыт лекарей-тибетцев?
- А почему бы и нет, если умирают люди? Сегодня, по-моему, все средства хороши, лишь бы они были эффективными. К вам обращались ВИЧ-инфицированные здесь, в Улан-Удэ?
- Пока нет. В основном приходят хронические больные, которые побывали у всех врачей, разочаровались и решили еще раз испытать судьбу: много онкобольных, страдающих почечными болезнями, сердечными. Многие говорят, что наши методы им помогают. Правда или неправда, не знаю. Может, преувеличивают? Некоторые приходят ко мне через 10 лет, я уже и не помню некоторых. У нас ведь как: люди выздоравливают - не приходят, умирают - тоже не приходят. Поэтому трудно сказать, помог ли я человеку.
- Расскажите, пожалуйста, о своих методах лечения...
- Их много: это и кровопускание, и прижигание, и лекарственная терапия, и ритуалы - хорошо, когда все это можно совместить. Бывают болезни, которые требуют проведения определенных ритуалов, - это своеобразная психотерапия: читая сутры, делаем заклинания против гнева богов и козней злых духов. В трактатах пишется, что, если человека лекарство, надо обязательно читать над ним священные тексты. Иначе он не выздоровеет, хоть мешок лекарств выпьет.
- Кстати, о тибетских лекарствах. Я слышала, что приготовить их сложно, может быть, сегодня некоторые рецепты упрощаются?
- Ничего подобного. Мы работаем по строгой рецептуре. Поэтому я веду прием только раз в неделю, все остальное время уходит на приготовление лекарств. Никакой самодеятельности здесь не может быть. Особенность наших рецептов - соединение всех компонентов в очень точных пропорциях. Если в сутрах сказано, что в препарате должно присутствовать 35 ингредиентов, я должен строго соблюдать это предписание. Пусть не хватает простенькой аптечной ромашки - это уже не лекарство. Каждый компонент выполняет определенную миссию в организме человека. Сотни лет в Тибете при составлении лекарств пользовались методом математического модулирования: строгая дозировка трав снижала побочное действие препарата - так, чтобы, вылечивая одно, не калечить другое. Например, вы лечили легкие, принимали сильные антибиотики, а в результате почки, печень, желудок... В сутрах сказано: растительные компоненты в сложных составах должны действовать мягко, без побочных эффектов. Нельзя собрать траву горечавку в охапку и бросить в котел - может получиться отвар другой крепости, который только навредит организму.
Когда пациент принимает лекарства, тело накапливает в себе чужеродные вещества, которые плохо выводятся из организма. Мы, назначая сильное лекарство, обязательно дадим и другое, чтобы вывести из организма вредные остатки. Более того, мы собираем лекарственные травы не тогда, когда захотим. Рецептура многих препаратов требует собирать травы не только в определенный сезон, но и в особое время суток. А некоторые корни надо успеть выкопать в тот миг, пока земля мерзлой не стала.
Помимо трав, мы используем для лечения минералы, различные соли животного происхождения, плоды, корни, цветы. Их надо только разыскать, но и это бывает непросто. Многие растения встречаются лишь на юго-востоке в редких местах - Непале, Индии, на острове Шри-Ланка.
Кстати, Чимит-Доржи занимается сбором трав и приготовлением лекарств не один. У него уже есть ученики-последователи. В комнате, где шел наш разговор, сидели миловидные девушки - Дарима и Мария, которые более пяти лет постигают мудрость , руководства по тибетской медицине, и тайны своего Учителя. Они аккуратно, как только закончился прием, сложили в большой, побывавший, вероятно, во многих странах, старинный саквояж какие-то мешочки, металлические инструменты... Позже эмчи-лама пояснил, что там лежат травы. Этим мешочкам из буйволиной кожи, наверное, лет сто.
- Ни на какую другую торбу их не променяю: они отлично сохраняют запахи трав, не дают им ни отсыреть, ни высохнуть, - продолжает Чимит-Доржи. - Раньше лекари привязывали такие мешки к седлу и верхом ездили по улусам, навещая больных.
- Расскажите, как вы ставите диагноз? Совпадает ли ваше мнение с тем, что считают врачи?
- Чаще всего да. Сейчас ведь у медиков много всякой техники, все могут просветить-посмотреть. Я провожу опрос, пульсовую диагностику, пальпацию больных органов. Есть точки на спинном хребте, которые взаимосвязаны с другими органами. Надавишь на определенное место на позвоночнике - почка о своей болезни. Кроме того, ставлю диагноз по языку и глазам больного, по запаху и цвету мочи.
Очень часто мы подключаем и астрологию. Ведь люди болеют по циклам: все параличи, инсульты случаются в определенные дни месяца и даже часы, а не в любой момент, как все думают. Свои болезни можно предугадать и предотвратить. Ведь это только вам кажется, что человек родился, живет, все течет в его жизни само собой, механически, потом падает и умирает. Есть тысячи и тысячи препятствий на его пути, которые он должен преодолеть. И лучше, если он будет знать, что через три года его ждут такие-то болезни, еще через три другие... Даже ДТП для нас болезнь, ведь человек в этот момент испытал болевой шок, да и произошло оно не просто так.
- То есть, очень важно знать, что тебя ждет?
- Конечно. Нужно обращаться к астрологам в дацанах, которые годами изучали эту сложнейшую науку и десятилетиями практиковались. Сейчас, правда, много всяких предсказателей, но я не верю им. Астрологию так просто не постигнешь...
- Вы знаете, я слышала такое мнение, будто Бурятия - это некое средоточие уникальных людей, поэтому у нас так много шаманов, врачевателей, лам - людей, обладающих способностями целителей и предсказателей...
- Может быть. Я знаю, что умные, прозорливые люди рождаются там, где земля богата полезными ископаемыми. Еще в древности был проведен опыт, описанный в наших источниках. Исследователи наблюдали за людьми, которые жили на земле, и теми, кто жил на , откуда были выбраны все руды. И что получилось? На пустой земле рождалось много недоразвитых детей, которые испытывали нехватку жизненно важных элементов. А насчет большого числа целителей, мне кажется, многие просто шарлатаны, которые не имеют права заниматься лечением людей. Сколько людей лечили без посвящения и сами умирали. Ведь Будда смотрит за всем...
- Что бы вы пожелали нашим читателям, которые хотят быть здоровыми?
- Вести здоровый образ жизни, умнее не скажешь. Хорошо кушать, поднимать иммунитет, избегать стрессов, контролировать себя в своих желаниях. Будда говорил своим ученикам: следите за здоровьем, как за зеницей ока. Только здоровый может сотворить чудо - постигнуть мудрость Будды и понять свое предназначение на Земле.
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях