Общество
1795
Смертельная вертикаль
Будет ли поставлен диагноз восьми родившимся в этом году жителям Бурятии? Еще один такой малыш появится на свет через несколько месяцев.
Как правило, говоря о ВИЧ-инфицированных, большинство из нас имеет в виду мужчин - наркоманов или гомосексуалистов. И в целом такая точка зрения не лишена основания - действительно, 75% всех россиян с ВИЧ-статусом - представители сильной половины человечества. Однако в остальном мире болеют СПИДом преимущественно женщины. Постепенно это становится печальной реальностью и для Бурятии. По данным на 23 ноября, их уже сто одна.
Мы встретились с Эрженой, как она просила себя называть, в маленькой забегаловке в центре города. Она сама выбрала место, где гарантированно не могла столкнуться ни с кем из знакомых. На контакт идет очень тяжело. Беспокоится, мнет в руках платочек. Диагноз, о котором девушка узнала несколько месяцев назад, для нее был ударом.
- Я никогда не кололась, - тихо начала она. - Те, кто думает, что не могут заразиться, потому что не балуются наркотиками и спят только с одним человеком, ошибаются. Я даже не знала, что парень, с которым у меня был... половой контакт, наркоман. Мы познакомились на дискотеке, ну, понравились друг другу, начали встречаться. Потом оказалось, что я забеременела, - с кем не бывает? Замуж я еще не собираюсь, решила сделать аборт. Сдала анализы - тут все и выяснилось. Меня пригласили в Центр СПИДа и объяснили, что в моей крови нашли антитела. Мой друг тоже сдал кровь, в общем, у него тоже нашли ВИЧ. Мы больше не встречаемся. Хуже всего для меня то, что я теперь не смогу иметь детей. Хотя мне объяснили, что это, в принципе, возможно, но...
Половой путь заражения СПИДом в нашей республике медленно, но верно начинает доминировать над парентеральным. В отличие от мужчин-наркоманов женщины-наркоманки не теряют интереса к интимной жизни, а это значит, что в группу риска попадают и их партнеры. Но хуже всего даже не это - практически все вич-инфицированные женщины в нашей республике находятся в активном детородном возрасте, большинству нет еще и 30. А это значит, что расти будет и количество зараженных малышей. Зачастую женщины узнают о своем диагнозе уже будучи беременными, перед абортом, как это случилось с Эрженой, или даже непосредственно во время родов. Врачи Центра СПИДа вспомнили случай, когда в роддом привезли девушку-наркоманку, вообще плохо понимавшую, что вокруг нее происходит. Другая молодая мама, которую не смогли заставить порвать с отравой ни рождение сына, ни диагноз, в настоящее время вообще отказывается открывать врачам двери.
Рожать нельзя не рожать...
Верно поставить запятую в известном каламбуре "Казнить нельзя помиловать" не так-то просто. Сделать выбор - рожать или не рожать - под дамокловым мечом СПИДа куда сложнее.
Психологический шок, который обрушивается вместе с диагнозом на женщин, не планировавших прерывать беременность, трудно даже себе представить. Несмотря на то, что риск родить инфицированного малыша относительно невелик (20-30 процентов, а при своевременно начатом лечении риск снижается еще больше, примерно в два раза), врачи обязательно подробно объясняют будущей маме все возможные последствия. "Запретить женщине рожать, - считают медики, - не вправе никто. Но дать ей всю необходимую информацию - наша обязанность". А правда такова: как правило, заражение происходит на поздних сроках беременности - плацентарный барьер, сдерживающий вирус, - довольно мощная защита. Потому начать проходить усиленный курс лечения не поздно практически до самых родов. Особенно если до сих пор азидотимидин - основной доступный нашим медикам препарат - женщина не принимала. Но находили антитела и в восьминедельном абортированном плоде.
К тому же никто не может гарантировать, что ребенок не получит порцию вируса уже во время родов - не секрет, что процесс это кровавый. Поэтому, кстати, некоторые врачи полагают, что более уместно в данном случае кесарево сечение.
Кстати, история одного из рожденных в этом году малышей еще более трагична: его мама узнала о том, что больна, только несколько недель спустя после его появления на свет. Все это время она кормила его грудью. Материнское молоко - четвертая физиологическая жидкость, в которой вирус чувствует себя, как дома. По данным Всемирной организации здравоохранения, вероятность передачи ВИЧ-инфекции при грудном вскармливании составляет 15 процентов.
До сих пор речь шла только о риске для новорожденного. Но беременность и роды даже для здорового организма - сильнейшая нагрузка, сопровождающаяся угнетением всей иммунной системы. Ведь плод для матери, по сути, - чужеродное тело. А подкошенный ВИЧ-инфекцией иммунитет куда более уязвим. Сколько бы лет ни прожила еще инфицированная мама - пять или пятнадцать, она в любом случае рискует рано или поздно оставить своего сынишку или дочурку сиротой.
Олегу (имя изменено) 35 лет. Усталое, худощавое лицо, карие глаза. О своем статусе вич-инфицированного он узнал около полутора лет назад.
- У меня было все - работа, дом, любимая жена и сын. Потом - вмешательство иголки - и все рухнуло, причем за такой короткий срок... Впервые я попробовал наркотики лет в 16. Сейчас я не могу точно сказать, когда заразился, хотя... Говорили мне: зачем ты у нее берешь, у нее СПИД? Но когда нужна доза, про это не думаешь.
Когда я решился сказать своей второй жене, что у меня вич, она долго не могла поверить. Ей казалось, что если у человека СПИД, то он должен ходить весь опущенный, ни к чему не стремиться... Но потом она сказала: "Что же... Будем жить дальше". И живем. Ей, конечно, хочется ребенка и мне тоже, но... Мы сошлись во мнении, что нам этого не нужно. У нас есть ребенок - ее ребенок, который называет меня отцом, я знаю, что у меня где-то растет мой сын (от первого брака), нормальный, здоровый. И рисковать - заразится, не заразится - я не хочу.
Что касается того, рожать ли инфицированным женщинам... А если этот ребенок заразится, он ведь умрет в самом расцвете своей жизни? По-моему, это все равно, что с рождения обрекать свое дитя на смерть.
Тем не менее пока побеждает жизнь. Одна из горожанок, узнав, что больна, все-таки решилась сохранить беременность. Сейчас она принимает необходимую терапию, состояние ее и малыша удовлетворительное.
При содействии специалистов Центра СПИДа Екатерины Имеевой, Светланы Баглаевой, Людмилы Левантуевой.
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях