Общество
2620

Обыкновенный волшебник

Корреспондент "ИП" встретился с единственным в Бурятии магом Владимиром Цыренжаповым.



Он влетел в редакцию, как ветер, быстрый, худощавый, с тихим, приветливым голосом и озорными черными глазами. Именно такой, каким и должен быть самый настоящий волшебник. В руках у него был объемистый пакет, из которого на свет немедленно появилась куча бумаг, книг и альбомов вперемешку с магическим инвентарем.

- Я закончил московскую цирковую студию. Моим учителем был великий русский факир Дмитриус Лонго... В то время ему было уже сто лет! Вот здесь мы с ним вместе на фото. Выступал он до восьмидесяти.

Обман зрения подразделяется на три вида: первый - это манипуляция, когда артист выходит на сцену с пустыми руками и начинает показывать фокусы за счет ловкости и быстроты пальцев. Он может доставать карты и бросать, доставать и бросать... устанет рука - встряхнуть ее и опять... доставать и бросать. Может так замусорить всю сцену... Нам, манипуляторам, помогают отвлекающие моменты. Когда мы вот так делаем (серия изящных пасов левой рукой), все люди, сидящие в зрительном зале, смотрят в эту сторону! Правая рука свободна, она может что угодно натворить, и зритель не заметит...

В подтверждение своих слов Владимир Александрович извлекает из кармана пачку обычного "беломора", закуривает и небрежно бросает папиросу в стоящую в углу урну. Вслед за этим он подносит сложенную лодочкой ладошку к губам и... во рту у него вновь зажженная сигарета! Ее постигает судьба предшественницы, ладонь опять взлетает к губам... И все повторяется снова еще раза четыре.

Летать нужно осторожно...

- Дальше идет иллюзия: это когда фокусы показывают при помощи декораций. На нашем языке они называются реквизитом. (Кстати, весь реквизит иллюзионисты делают самостоятельно. Владимира Александровича этому искусству научил сам Дмитриус Лонго. - Авт.) Без таких предметов - это может быть ящик, сундук, цилиндр, коробка, кружка - работать иллюзионист не сможет. Даже одежда в такой ситуации нужна специальная! Мой любимый синий роскошный халат в свое время сшили в Ленинграде. Видите, какие у него широкие рукава? Очень удобно в них что-нибудь прятать... А вот такой пример: полная пиала фасоли. На нее дуют - пусто! Дуют еще раз, и в ней цветы появляются... Или вот еще: узкий шкаф, в котором не повернуться. В него заходит человек. Закрываем дверцу, среднюю часть отодвигаем - получаются три куба! Каждый из них протыкаем крестообразно трубами вот такого диаметра! Сдвигаем все обратно, дверца открывается, и из шкафа выходят три человека! В зале даже кашлять перестают. Вот это называется иллюзия...

Самый главный иллюзионист в нашей стране Игорь Кио. Но чем он главный? Если я к вам с коробочкой пришел бутафорской, то он с сундуками может выйти... И вся разница! Если вы смотрите по видику выступления американского фокусника Дэвида Копперфилда, который по воздуху летает, сквозь стену проходит, вагон заставляет исчезать, то мы, российские иллюзионисты, все эти трюки можем показать не хуже, это нетрудно совсем! Просто Америка - страна богатая, она может себе позволить сквозь стену проходить... А мы вот, глядите: я палец себе оторвал - и приставил!

Или вот еще...

На свет появляется мудреный деревянный прибор типа пенальчика с пропиленной сквозной дырочкой. В нее вставляется палец, который мешает деревянной планке, до это свободно скользящей в пазах, опуститься на место. Пара-тройка пасов - и планка легко падает, хотя палец при этом остается где был!

- Вот вам и палец прошел сквозь стену. Но это все у нас в секрете. А секретов мы не раскрываем... У того же Копперфилда как-то раз спросили: "Как вы летаете?.." Знаете, что он ответил? - "Я летаю осторожно".

Имени голубя и кролика

Первый в своей жизни фокус подросток Володя увидел в 1954 году в пионерском лагере. Воспитатель сломал на его глазах завернутую в носовой платок спичку, а потом она вдруг оказалась целой. Кто знает, может, именно тогда и осознал будущий член международного братства магов свое кредо: "Целью моей жизни стало заставлять людей удивляться".

В международное братство магов входят не только фокусники, но и колдуны, факиры, шаманы, экстрасенсы, ясновидящие, народные целители, иллюзионисты, манипуляторы и гипнотизеры. Время от времени они собираются в Москве и при, как говорит Владимир Александрович, "авторитетном зрительном зале" демонстрируют свое мастерство. "Это не шарлатаны какие-нибудь - есть такие, что погоду менять могут! Их в мире единицы..."

На эмблеме братства изображен фокусник, лукаво выглядывающий из собственной шляпы. Вместо одного зрачка у него - голубь, вместо другого - кролик. Они первые помощники любого факира. На их примере яснее всего видно, что молчание - золото: спрячь в шляпе кота - он замяукает и зрители все поймут! А кролик или голубь будут сидеть тихо, как мышки, и не выдадут себя ни единым шорохом.

Впрочем, иллюзионисту не так уж и сложно вводить зрительный зал в зачарованное заблуждение - к его услугам и расстояние, и реквизит! А высшим пилотажем считается у специалистов микромагия - такое направление, кстати, отечественный оригинальный жанр признал совсем недавно. Заключается все искусство в том, чтобы "обмануть" зрителя, сидящего в непосредственной близости от тебя, прямо у него на глазах. Тогда, когда он уверен, что ни на секунду не отводил взгляда от рук волшебника! И все-таки чудо происходит: монеты проваливаются сквозь донце металлической баночки, карты меняют масти и достоинства, поролоновые шарики утраиваются, едва накрывшись пластиковым стаканчиком...

Владимир Александрович не просто единственный волшебник Бурятии. Он с полным правом может без ложной скромности сказать, что сам по отношению к магии - отец родной, и ни одним словом не соврет! Так уж вышло: дочь фокусника Дарима стала его ассистенткой еще в младшем школьном возрасте, а чуть позже удостоилась титула на двух международных фестивалях: "Лодзь-84" в Польше и "Карловы Вары-85" в Чехословакии. (Кстати, в тот самый день, когда верстался этот номер, у нее родилась собственная дочка! Редакция "ИП" сердечно поздравляет семью Цыренжаповых с этим событием. - Авт.) Есть у него и ученик - агинец Сергей Дабаев. Уже пятнадцать лет он работает в Абакане. Когда Сергею и Владимиру Александровичу доводится встречаться на международных конкурсах, он всегда с гордостью представляет последнего: "Познакомьтесь: мой учитель". "Это очень приятно", - скромно улыбается добрый волшебник.

У меня сразу возникает встречный вопрос: а как становятся магами? Неужели это доступно каждому, кто взял в детстве в руки журнал "Юный техник" с разделом фокусов?

- Ну что вы! - всплескивает руками мой собеседник - Нет, конечно же, нет! Я вот вам рассказываю, а сам думаю: господи, ведь теперь все решат, что это так просто! На самом деле нужно очень долго учиться. И еще - должны быть искра, дар... Иначе - никак.

Пока Владимир Александрович, тактично не намекая на мое дилетантство в данном вопросе, "вводит меня в курс дела", я буквально зарываюсь в груду афиш, газетных вырезок, рекламных плакатов, переснятых фотографий. Краем глаза вдруг замечаю, что из-под одного снимка выглядывает совсем уж неожиданная надпись: "Леонид Ильич Брежнев на встрече с..."

В ответ на немой вопрос в моем изумленном взоре фокусник только нетерпеливо взмахивает рукой:

- А, ну да! Это был какой-то юбилейный альбом Брежнева, а я его заклеил.

- И не страшно было? В восьмидесятые-то годы?..

- А я ж никому его не показывал... Да даже если бы кто и увидел, сделал бы так, чтоб не заметили.

И хитро подмигивает веселыми черными глазами.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях