Общество
1852
Как нам обустроить местное самоуправление?
Как сделать так, чтобы нижняя ветвь власти работала эффективно, - в России не существует единого рецепта на этот счет. Со своими размышлениями по этому поводу делится председатель комитета Народного Хурала РБ Алексей Цырендоржиевич Идамжапов, шесть с лишним лет проработавший главой Джидинского района.
- У нас в Бурятии, как известно, местное самоуправление существует на уровне районов. Для примера: в Якутии и Агинском автономном округе - на уровне сельских поселений, на основе бывших сельсоветов. При нынешнем нестабильном экономическом состоянии в стране подобный опыт наших соседей имеет огромные потенциальные возможности, преимущества.
- Подробнее, пожалуйста.
- Бурятия как аграрная республика свои экономические проекты могла бы осуществлять более успешно, если бы самоуправление существовало на уровне села. Почему я об этом говорю? Потому что избранные главы районных администраций не всегда могут осуществить свои проекты в плане реформирования хозяйственной деятельности именно аграрного сектора. Почему не могут? Да потому что всенародно избранные руководители во многом привязаны к настроению своих избирателей. А сегодня наши избиратели еще не совсем хорошо информированы об истинном положении дел. Ведь сама политическая обстановка в стране нестабильна, вернее, не до конца определились за эти десять лет приоритеты, нет объективного анализа семидесятилетней истории страны. Люди мало информированы об этом. Тем более на селе, которое оторвано от центра. А до некоторых сел еще и вовсе не дошли средства коммуникации.
Поэтому самоуправление на уровне села смогло бы лучше донести эти моменты. При таком самоуправлении невозможно из центра - Москвы или Улан-Удэ - указывать, как жить людям в Баунтовском районе или Закамен-ском. Указывать, где им коров своих пасти, где для них сено косить.
- А как же должна осуществляться работа на селе?
- Каждое село должно выбрать такую модель взаимоотношений между собой, того человека, который в состоянии осуществлять самоуправление в рамках, к примеру, ста - двухсот дворов. Они ведь лучше знают, как использовать им свою землю - пахать на ней или же скот пасти. Содержать им клуб, организовывать досуг или же, по их мнению, разумнее отказаться от него, потому что телевизор в каждом доме имеется. Все это они должны сами решать. Это раньше решали в кабинетах, что в каждой деревне должны быть клуб, спортзал и так далее. А сегодня эту инфраструктуру содержать - отапливать, ремонтировать, красить, белить - на все это ведь громадные средства нужны. Которых, между прочим, нет в бюджете района. Взять хотя бы школы. Пусть люди сами решают, нужна в их селе школа или проще купить автобус и ездить в соседнее село, где работают более квалифицированные учителя и другие специалисты. Беда заключается в том, что квалифицированные специалисты не едут после окончания вузов в село. А самоуправление на уровне села могло бы решить этот вопрос. Ведь они отлично понимают, что им нужны учителя, которые могли бы качественно обучать их детей, ни-сколько не хуже городских. Они пригласили бы учителя, дали бы дом, возможность обзавестись хозяйством, только учи детей. А сегодня громаднейший дефицит квалифицированных кадров на селе, хотя там проживает больше сорока процентов населения республики - огромный потенциал.
- Вы считаете, что нынешняя модель самоуправления плохо решает эти проблемы?
- Когда самоуправление сегодня осуществляется на уровне района, главе администрации со своим немалочисленным аппаратом дойти до сознания каждого сельчанина весьма проблематично. Поэтому этапы становления самоуправления нужно начинать с нижнего звена - села.
Когда бюджет района всего лишь от семи до двадцати процентов обеспечен собственными доходами, они вынуждены смотреть на республику. Что правительство республики выдало, то он и распределил у себя на месте. Не получается главного - развития экономического потенциала района. При сегодняшних взаимоотношениях хозяйствам все надо выкупать самим. А чтобы выкупать, нужно развивать свои внутренние мощности, производство и переработку. А этого не происходит, потому что не хватает оборотных средств, не всем доступны кредитные ресурсы, еще не все на местах могут разрабатывать инвестиционные программы.
Хотя избраны грамотные, квалифицированные главы, но они не могут реализовать весь свой потенциал, свои мысли, обещания не могут выполнить.
- Обсуждали ли Вы эти вопросы со своими коллегами по Хуралу, с членами правительства?
- Да, безусловно, такие разговоры присутствуют. Особенно с участниками межрегиональных делегаций. Вопрос в том, что такие дела быстро не решаются. Ведь только в конце прошлого года мы дотронулись до Конституции республики, хотя прошло шесть лет. Особенность заключается в том, что основополагающие законы регионов претерпевают изменения, приводятся в соответствие с российскими. Вместе с этим необходимо отметить, что и российские законы должны учитывать местные особенности. Ведь то, что приемлемо для Краснодарского края, невозможно отнести к Магаданской области. Если Черномырдин сказал, что Россия - это целый континент, то уверяю, что Россия - это гораздо больше, чем континент. Поэтому не можем мы жить по единому уставу.
И, пользуясь случаем, я хотел бы поздравить коллектив "Информ Полиса" с днем российской прессы. Желаю, чтобы вы не теряли взятый высокий темп, чтобы ваша информация была востребована не только в Бурятии, но и за ее пределами. Успехов вам.
- Спасибо огромное.
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях