Общество
6731

Как дрались в старом Улан-Удэ

Едва ли в столице Бурятии найдется хоть один коренной улан-удэнец, в бытность свою не принадлежавший к хунхузам или чанкайшистам, чавам или шестьдесяттретьевским.



Весь город, словно карта мира, был поделен на сферы влияния. Бурная молодость многих, ныне убеленных сединой мужчин проходила под воинствующие кличи типа: , и сдабривалась обильными надписями на стенах: HHZ, LST-63, PST, CH-K-SH.

География

Система территориального деления нашей столицы была далеко не так проста, как выглядела на первый взгляд. Бывали примеры, когда в каком-нибудь отдаленном сельском районе республики создавались филиалы - шанхаи или цинхаи и выходцы оттуда по приезде в город могли полноправно заявить о себе, что они не какие-нибудь там "головары", а чуваки с . Всего же, по подсчетам знатоков этого явления, в Улан-Удэ действовало около двадцати полноценных молодежных группировок, сформированных по территориальному признаку. У каждой из них были свои атрибуты - клич, эмблема, манера говорить, одеваться и даже прически.

Эпицентром экстремальных веяний всегда была центральная часть города. Проспект Победы и улица Ленина удосужились остаться в как и . Былого, довоенного деления города на Зауду, Батарейку и Центр с началом активной застройки Октябрьского и Железнодорожного районов не стало. Городская молодежная топонимика начала отчетливо приобретать некий оттенок. Появились , проживавшие в свежеотстроенных кварталах, , тесно соседствовавшие с оными. же, как евреи по планете, рассыпались по всему городу, и их цинхаи порой возникали там, где вроде и быть не могли. Были еще деловары, шошоны, баргуты и т. д.

Чуваки и чавы как идеологические враги

Однако политика не была бы политикой, а мафия не была бы мафией, если бы не задумывалась о своем будущем. Так и улан-удэнские группировки готовили из возившихся в песочнице малышей будущую смену. Кроме того, существовала схема бремени: младшаки платили середнякам, а те старшакам. С пацифистами и инакомыслящими разбирались просто - или откуп, или можешь переезжать в другой район. У подрастающего поколения был яркий пример перед глазами - их отцы, вслух осуждавшие предателей-эмигрантов и диссидентов. Так что внешняя политика, владевшая умами советских людей и их детей, была предельно лаконична и сводилась к простой формуле: кто не с нами, тот враг.

Зато по части улан-удэнские группировки проявляли чудеса изворотливости, заключая тактические и стратегические союзы, блокируясь или, наоборот, конфликтуя друг с другом.

И лишь деление на чуваков и чав, насколько мне известно, побуждало их находиться в состоянии перманентной войны. К первым, т.е. чувакам, можно было отнести большинство группировок, появившихся в благоустроенной части города. Вторые же, то бишь чавы, исконно занимали места на Батарейке, городских окраинах, в частном секторе и заводских районах. У последних была своя особая мода, идущая вразрез с общепринятыми понятиями об удобстве одежды. Например, наиболее рьяные апологеты движения даже зимой передвигались по городу в домашних тапочках. А руки, по особому закутанные в рукавах телогрейки, и мохеровая кепка выдавали яркий и запоминающийся образ представителя этого течения.

Помощь села городу

Говоря о классификации молодых обитателей по их принадлежности к различным объединениям, нельзя не сказать и о . Этимология этого слова мало изучена в отличие от, например, имеющего цыганские корни понятия . Но головарами в Улан-Удэ однозначно называли выходцев из сельских районов республики, компактно проживавших в институтских общежитиях. Как какую-то сплоченную, монолитную силу они обычно не представляли, ибо в стенах своего временного пристанища бывали раздираемы собственными противоречиями, но в случае серьезных действий могли выставить мощную и дисциплинированную армию.

Криминал в молодежной среде

Как и всякая организованная структура, улан-удэнская группировка имела свои определенные цели и задачи. По качеству их можно поделить на идейные и криминальные. Первые появились на фоне того, что молодежь в те годы зачастую не знала, чем себя занять, и наиболее рисковая ее часть нашла себе такую отдушину. Вторые во главу угла ставили определенную материальную выгоду - банальное вымогательство денег с малолеток, переросшее в наше время в . Суммы поборов могли варьироваться от 5 копеек до 50 рублей (разумеется, полновесных советских).

Случались и крупные, хорошо срежиссированные драки с участием более ста человек. Но почему-то уличными бандитами всех этих никто не называл. В ходу у педагогов и сотрудников правоохранительных органов было расплывчатое выражение - неформальные молодежные организации. Со временем этот термин перерос в более грозный вариант, который сейчас уже у всех на слуху - .

Какие они сегодня?

На сегодняшний день, по мнению экспертов, улан-удэнская молодежь объединена в и . Тем не менее возрастная иерархия и поборы с подростков сохранились почти в том же духе, что и раньше. Самой низшей ступенью в мальчишеских ценностях выступают , возраст которых не превышает 14-15 лет. Следующими идут , приблизительно доармейского возраста. , соответственно, от 18-20 лет и выше. Интересную трансформацию пережил и род занятий тех, кто является лидерами и авторитетами в нынешних криминальных группировках. Если раньше старшего возраста выглядели нонсенсом и представляли из себя либо спившихся неудачников, либо недобесившихся разгильдяев, то нынешние не брезгуют заниматься и коммерческой деятельностью, которая, кстати, является удобной формой легализации финансовых и материальных средств, добытых рэкетом. Данью облагаются не только члены молодежных организаций, но и какая-то часть мелких предпринимателей, функционирующих на территории ответственности этой группировки.

В чем корни проблемы?

Стадность, присущая подростковому возрасту, тянет их в неформальные объединения, в которых мальчишки и девчонки чувствуют себя порой лучше, чем дома. А развитие новых экономических отношений в государстве делит сегодня ребят скорее по толщине кошелька их родителей. Поэтому в нынешнее время кто-то может увлекаться компьютерами и Интернетом, а кто-то клеем или . Да и дети стали более жестокими и теперь всякие киношные боевые кличи вполне уместны скорее на экранах телевизоров, чем на улан-удэнских улицах. Если подростки и сбиваются в стаи, то на врагов они уже идут с отточенными пиками, зажатыми в рукаве, а их выкрики напоминают скорее слэнг уголовной братии, чем подражание эфемерным самураям.

Комментарий одного из опытнейших оперработников МВД Бурятии, занимавшегося в 70-80-е годы этой проблемой:

История улан-удэнских молодежных группировок уходит своими корнями еще в те времена, когда наш город назывался Верхнеудинском. Географически так сложилось, что городок был поделен на три слободы. Мокрая (район нынешней улицы Балтахинова), Кулачная горка, где проживали в основном казаки (ныне Батарейка) и Вшивая горка (район Лысой Горы). Естественно, между обитателями этих местечек возникали различные конфликты, которые решались кулачным путем. Возможно, отсюда и название Кулачная горка, вошедшее в обиход верхнеудинцев. Современное деление на группировки сформировалось в 50-х годах, когда безоблачные отношения СССР с Китаем навеяли моду на все китайское. Именно тогда и возникли хунхузы, чанкайшисты, самураи.

Но эти группировки носили непостоянный характер и активизировались, обычно в весенне-летний период. Помнится, после окончания дискотеки, присутствующая молодежь уходила из тремя толпами. Одна колонна двигалась вверх, в сторону линии жд, две другие вниз, на проспект Победы. Там они растекались в направлении Зауды и Стеклозавода. Если мы не сопровождали эти группы на дежурных машинах, между ними обязательно вспыхивали конфликты.

Правда, однажды, а это было в 1976 году, пришлось очень сильно понервничать, когда в результате застарелого конфликта между стеклозаводскими и военнослужащими со станции Дивизионная наступил кризис, чуть было не вылившийся в массовое побоище. Из оперативной информации, поступившей ко мне, удалось выяснить, что в сторону стекаются группы молодежи с целью учинить расправу над (уже потом, когда все закончилось, по моим подсчетам, оказалось, что собрали под свои знамена свыше трехсот человек). Нам пришлось поднять по тревоге мотострелковый батальон, воины которого с примкнутыми штыками (но без патронов) прибыли в клуб ст. Дивизионная. Видя такую силу, зачинщики поубавили пыл и в итоге обошлось без большой крови. Помнится, тогда было задержано около 80 человек, изъяты десятки, если не сотни ножей-финок, цепей, кастетов и прочих .

К восьмидесятым годам в Улан-Удэ действовало порядка 16 группировок. Их фантазии дальше массовых драк на набережной Уды не шли, но даже эти столкновения носили в основном джентльменский характер. Повсеместно действовали принципы: лежачего не бить и до первой крови.

P.S.

Данная статья не претендует на всесторонний анализ всех группировок. Поневоле каждый из улан-удэнцев сталкивался с неформальной молодежной организацией, поэтому у него сохранились свои личные впечатления. Возможно, рассмотрев молодость через призму времени, многим будет что вспомнить и рассказать.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях