Общество
6535
Аршан - территория любви
Окунувшись в атмосферу курортного поселка, наполненного терпким ароматом легкого флирта, наш корреспондент стал свидетелем странных событий - мистических смертей и чудесных исцелений...
На улицах Аршана
Вся жизнь в поселке крутится вокруг курорта "Аршан". На курорте два санатория, рассчитанные на тысячу отдыхающих: "Аршан" и "Саяны". Кроме них, есть еще 50 различных здравниц, но из них только корпуса АО "Бурятзолото" и иркутского ликеро-водочного завода "Кедр" работают круглый год, остальные открываются лишь на лето.
"Броуновское" движение курортников продолжается с утра до поздней ночи. В основном они прогуливаются от "Саян", расположенного в южной части поселка, до "Аршана" в северной части и обратно. В "Саянах" есть сауна, бассейн и большой танцевальный зал, а напротив стоит церковь, где отправляет службы отец Леонид. На "аршанской" же стороне - водопады, дацан, парк, множество магазинов и кафешек. Днем курортники пьют минеральную воду, принимают ванны, душ, грязи и массу других процедур, а по вечерам отрываются в кафе и на дискотеке.
Курортный роман
Атмосфера курорта насыщена не столько углекислым газом аршана, сколько терпким ароматом быстротечных курортных романов. По наблюдениям персонала курорта, любовь дает поразительный оздоровительный эффект. Рассказывают, как одна немолодая отдыхающая, выражавшая недовольство по малейшему поводу, нашла кавалера и тут же расцвела, вмиг забыв о капризах и лечебных процедурах. А еще вспоминают деда, лет семидесяти, просившего найти ему бабку. Просьбу его исполнили (на курорте персонал очень отзывчивый). Дед уехал помолодевшим. И не только из-за своей дамы. Замечено, в тункинских Альпах молодеют, это факт: густой смешанный лес, свежий ветерок с гор и незамерзающая речушка Кынгырга дают удивительно прозрачный и чистый воздух, от которого светлеет кожа на лице, разглаживаются морщины, блестят глаза.
Курортный флирт развивается стремительно. Взгляд, брошенный определенным образом. Знакомство: "Девушка, вы последняя на ингаляцию?" Приглашение на танец. Поход на гору Любви (есть такая гора). Поклонение дереву Любви (и такое дерево есть). Люди спешат чувствовать, обладать и наслаждаться. Даже клубные работники проводят здесь игры фривольного содержания - запомнился коронный вопрос игры "Любовь с первого взгляда": "Что бы вы сделали, если бы к вам неожиданно приехала жена, а вы уже с подругой?"
Летом любовные страсти накаляются до предела. Из Иркутска, Шелехова, Ангарска (до Иркутска всего 230 километров) прибывают толпы моторизованных туристов. Палаточные городки усыпают окрестности. Оккупируются все свободные комнаты, флигели и мансарды у местных жителей. Кстати, местные предпочитают сдавать жилье иркутянам, нежели улан-удэнцам. Иркутяне более раскрепощенные, смущают покой аборигенов, купаясь голыми в запруде Кынгырги, много пьют и едят и при этом тратят кучу денег, вот за эти веселость и щедрость и любят их аршанцы.
И, в сущности, современные нравы на водах мало чем отличаются от описаний Лермонтова в "Герое нашего времени". "Эти дамы очень милы; и долго милы! Всякий год их обожатели сменяются новыми, и в этом-то, может быть, секрет их неутомимой любезности".
Метисы и мистика
Примета Аршана - множество метисов среди местного населения, и объясняется это не только легкостью курортных нравов. В Тункинском районе традиционно происходило этническое смешение. Например, про жителей села Саган-Нур говорят: "Не бурят, не русский, а чисто саган-нурский". Это отголоски еще царской политики христианизации и ассимиляции. Тогда крещеные буряты отселялись из родных улусов и не могли жениться на некрещеных девушках. В итоге русский народ обзавелся еще одной субэтнической группой, такой же, как карымы или читинские гураны. Другое направление метисации шло через казачество: казаки женились на бурятках. Тем не менее Аршан остается единственным курортом на бурятской земле, где можно получить удовольствие, общаясь с персоналом на родном языке.
Но ассимиляция не единственная проблема бурят-тункинцев как этноса.
Для этого края характерна к тому же высокая смертность коренного населения.
Большую обеспокоенность по этому поводу выразил представитель хамбо-ламы в Окинском и Тункинском районах шаньдзодба лама Балдан Базаров. Он родом из села Монды, что в нескольких десятках километров от Аршана. Половина дворов здесь - буряты, половина - русские. А вот статистика смертности: если в год умирают десять человек, то девять из них - буряты. Из этих девятерых шестеро - коренные мондинцы. При этом абсолютное большинство смертей происходит в результате несчастных случаев.
Балдан-лама считает, что кризис в экономике, безработица и отсутствие перспективы - это лишь поверхностное объяснение печальной статистики.
В народе есть огромная энергия, но она циркулирует внутри, не находя выхода, не реализуясь в добрых делах. В результате идет саморазрушение.
Есть, по его словам, еще одно объяснение мистических смертей мондинцев. Недалеко от села высится одна из пяти священных вершин Тунки - гора Бурин Хан. На эту вершину сложно подниматься, и местные сначала ленились, а потом и вовсе позабыли поклоняться ей. И вот теперь Бурин Хан напомнила о себе гибелью молодых и сильных мужчин.
История о
Тунка - таинственная и магическая земля. На моих глазах произошла история, в реальность которой трудно поверить даже мне, свидетелю тех событий. Когда я заехал к моим аршанским родственникам, у них болела дочка - месяц мучилась сухим кашлем. Гадалка посмотрела по картам и сказала, что у них в доме появился "гуйдэг" (). Так в Тунке, Оке и Закамне называют душу человека, находящуюся в состоянии "бардо", то есть в неопределенном состоянии после физической смерти. Чтобы изгнать "бегущего", нужно было обратиться к шаману.
В селе Толтой, куда мы приехали, есть три шамана - Василий Распутинов, Владимир Укоев и Санжей Хабарков. Самое любопытное то, что основную часть их клиентуры составляют русские из Иркутска. К Распутинову, по слухам, обращался и губернатор Говорин.
Мы попали к Укоеву. Шаман (которому ни слова не было сказано о гадалке и ее словах!) тоже определил причиной болезни . Совершил обряд и дал освященные зерна. Вернувшись, родители разбросали их по дому, открыв перед этим все двери и окна.
Так непрошеная гостья, чья-то неприкаянная душа, была выдворена из дома, и девочка выздоровела буквально на глазах.
Кланы и планы
Балдан-лама делит тункинцев на четыре клана. Первый - это северный хойморский клан, в который входят и собственно аршанцы. В этом клане много людей артистического склада. К примеру, драматург, поэт и философ Ардан Ангархаев, главный редактор издательства "Буряад унэн". Уроженка этих мест и певица Елена Шараева.
Восточный, или торский, клан известен своими учеными-гуманитариями. Здесь родились Дамдин Фролов, бывший ректор ВСГТУ, и профессора Василий и Валентина Найдаковы.
Западный, или туранский, клан. Отсюда выходят ламы. Здесь находится гора Бурхан Баабэй, куда, согласно легенде, спустился небожитель и жил в своем дворце.
Жемчугский клан. Здесь живет самое воинственное племя из хонгодоров - шошологи. Поэтому отсюда выходят хорошие руководители (Владимир Саганов родом отсюда) и милиционеры.
К сожалению, как и повсюду в Бурятии, бич этих мест - страшное пьянство. Но уже сегодня заметны некоторые перемены. Тункинцы стали активнее торговать мясо-молочными продуктами в Култуке и Слюдянке, а картошку продавать монголам и окинцам.
Центром притяжения экономической жизни района остается курорт. Здесь занято 400 жителей Аршана и близлежащих сел. Кроме того, курорт закупает в районе мясо, картошку и капусту, частично молоко, свеклу и морковь. В прошлом году здесь побывало без малого десять тысяч отдыхающих. Причем половина из них - жители Бурятии. Курорт получил значительный доход. На прибыль, например, здесь собираются открыть грязелечебный кабинет.
Там же в Аршане мне довелось познакомиться с Ольгой Татьяниной и ее коллегами, менеджерами московской туристической фирмы "В мире фантазий". По ее словам, Саяны, Байкал, магия буддизма и шаманов, экзотический фольклор бурят, семейских и эвенков вызывают огромный интерес россиян. И уже с июня по август в Аршане откроется палаточный лагерь, территория которого будет объявлена... пространством любви. Здесь пройдет семинар "Сотворение мира". В программе семинара: путешествия и общение, праздники и мистерии, занятия с телом и сознанием, свободный быт...
Но и проблемы есть у курорта. Главный врач Владимир Сонголов в числе наиболее острых из них называет состояние экологии и общественного порядка. Продолжается воровская вырубка лесов вокруг Аршана. Антропогенный пресс многократно усиливается летом, когда сотни "диких" туристов расселяются в частных домах и палатках. Тогда почти под каждым деревом горит костер, а улицы запружены потоками машин. После туристов остаются горы мусора.
Решать эти проблемы администрация курорта намерена, тесно взаимодействуя с руководством района и поселка.
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях