Общество
3774
Как казаки с монголами выпивали
Исполнилось 150 лет Забайкальскому казачьему войску. Главной задачей забайкальцев была охрана государственных границ.
Но границы не только разъединяют государства и народы, но и сближают их. Тем более, что охраняемая казаками граница с Монголией (которая в те годы входила в состав Китая) была границей с дружественным народом.
И именно здесь десятилетиями складывались традиции малой, народной, дипломатии, об одном примере которой мы и хотели бы рассказать вам. Точнее, привести рассказ священника Добромыслова. Рассказ этот мы приводим с некоторыми сокращениями.
Обоюд
совершался в разное время, однако не ранее марта и не позднее мая. Соблюдалась очередь. Один год сначала у монголов, потом у казаков, другой -наоборот. О дне обе стороны извещались заблаговременно, чтобы дать возможность приготовиться. В прежние времена на границе, которая была от Наушек в двух верстах, в местности, названной , происходила встреча. В этой местности когда-то стояли два столба, между которыми был натянут шнур, припечатанный печатями (станичного или поселкового атамана и зангина). При официальных сношениях перейти границу можно было только в этом месте.
Открытию границы предшествовала такая церемония. С той и другой стороны старшие (с русской, скажем, поселковый или станичный атаман, с монгольской - дзангин или хундуй) вынимают привезенные с собою половинки расколотой дощечки, на которой на одной стороне по-русски, а на другой - по-монгольски вырезано извлечение из русско-китайского договора. Вынув, их складывают вместе. Конечно, они всегда должны по расколотому месту сойтись.
Половину, хранящуюся у наушкинского поселкового атамана, я видел. Половинка эта у наших находится в черном теле, вся загрязнилась, тогда как у монголов, по словам самих казаков, она очень чистенькая и всегда тщательно завернута в лоскуток материи.
Проверив у Синьки свои полномочия, представители двух народов отправляются в монгольскую ставку, где чай, ханшин или русская водка уже готовы, а в чашах варится мясо. Обменявшись при входе в юрту приветствиями, рассаживаются по местам. Первым подается обязательно чай, кирпичный, зеленый. К чаю подаются купленный у русских хлеб, сахар, белое или желтое масло. После чая обносят ханшином или водкой. Выпивке предшествует спич, который произносит или старший, или другой кто-либо по его поручению. Содержание этого спича приблизительно таково: . Пожелав всем доброго здоровья и всякого благополучия и сказав громко , он пьет водку. Все присутствующие при слове (, т.е. как бы: ) тоже произносят это слово и пьют.
Если подавать мясо еще не пришло время, то, беседуя, угощаются водкой не раз и не два. Однако монголы, по словам казаков, внимательно наблюдают, как на кого действует выпитое. Если кто-либо из гостей начинает проявлять наклонность к буйству или сделается невоздержанным на язык, то стараются поскорее угостить мясом, уменьшая угощение водкой. При угощении мясом наблюдается такой порядок: старшему из гостей подается целиком баранья голова, с обнаженным мозгом, в который воткнута косточка взамен ложки. Приняв и отведав, старший передает следующему и т.д. То же проделывается с задней частью барана (с курдюком). Выпив, закусив, получив подарки зеленым кирпичным чаем (старшему 1/2 кирпича, прочим из свиты кому 1/4, кому 1/3 кирпича), гости отправляются домой.
Теперь радушным хозяевам иногда предстоит трудная задача: нужно гостей в целости и сохранности проводить до границы. Дело в том, что некоторые из гостей, хватив лишнего, начинают между собой ссориться, чего монголы терпеть не могут и боятся. Поэтому вполне понятно их желание проводить гостей за границу без инцидентов. Чтобы с головы гостей ни один волос не упал, они, по словам казаков, проявляют большую предупредительность. Однажды один выпивший казак вздумал пошутить. Гикнул на коня и понесся в сторону. Монголы бросились вдогонку. Догнали и привели. Казак опять гикнул и унесся в противоположную сторону. Опять догнали и привели. Доставив неспокойного гостя до границы, радушные хозяева вздохнули свободно.
В гостях у казаков монголы ведут себя очень пристойно. Старший особенно зорко следит, чтобы много не пили и вели себя корректно.
На русской стороне происходит почти то же. Те же чай, китайский ханшин или русская водка, мясо, подарки. Последние только не чаем, а дешевенькими платками дзангину и хундую по 1/4 аршина ситцу на каждого из свиты. Разве только нет той предупредительности к гостям, какая наблюдается у монголов.
Впрочем, заслуживающий доверия казак рассказывал мне, что чересчур пьяных гостей увозили до границы на телеге. Оно, конечно, так и должно быть. , так во всем. На границе, при прощании, еще выпивают. Женского персонала у монголов при совсем нет даже в числе любопытных. На русской стороне женщины хотя в приеме и утешении не участвуют, но в качестве любопытных охотно присутствуют. Монголы по отношению к женщинам являются истинными джентльменами. Они их угощают хлебом, сахаром и даже водкой.>
Хотелось бы завершить рассказ об словами того же отца Александра Добромыслова, которые и сегодня не потеряли своей актуальности:
.
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях