На прошлой неделе правительство приняло "Программу развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года". Этот документ может полностью изменить финансовые отношения центра и регионов.
Эти отношения всегда вызывали множество вопросов. Запутанная система налогов, трансфертов и дотаций не позволяла точно определить: кто, кому и сколько должен. В результате страдает население, которое постоянно чего-то недополучает. К примеру, федеральные власти могли издать закон о повышении зарплат бюджетникам, пенсий и социальных пособий, не обеспечивая их деньгами из федеральной казны. А региональные власти при существующей системе могли быть не заинтересованы в улучшении экономической ситуации в регионе. Все равно из федерального бюджета придет доля собранного в других регионах НДС, налога на прибыль и т.д.
Единственным способом развязать этот клубок проблем может стать четкое распределение налогов и обязанностей между федеральными, региональными и местными властями. На это и нацелена программа. Основным ее пунктом является "право и обязанность региональных и местных властей принимать самостоятельные решения по формированию расходов и доходов своих бюджетов". То есть должна быть создана система, в которой о деятельности губернатора и региональных властей можно судить по доходам регионального бюджета. Должны появиться "жесткие бюджетные ограничения, ставящие региональные и местные власти в зависимость не от вышестоящего бюджета, а от результатов собственной политики".
Положительной стороной этой программы является и то, что региональные власти будут вынуждены заботиться об улучшении предпринимательского климата: хочешь собирать налоги - заботься о развитии предпринимательства. В противном случае неэффективность региональных властей будет очевидна. Планируется, что в ведении регионов будут находиться не менее 70 процентов налога на прибыль предприятий и полностью подоходный налог с физических лиц, ресурсные платежи, транспортный налог, налог на недвижимость (заменяющий сегодняшние налоги на имущество предприятий, на имущество физических лиц и земельный налог) и налог на вмененный доход. Как считает журнал "Эксперт", это "как раз те налоги, которые в наибольшей степени зависят от экономической политики местных и региональных властей, так что взаимосвязь решений власти с наполнением бюджета и, соответственно, социально-политической ситуацией в регионе будет весьма ощутимой".
Сразу же встает вопрос, что будет с теми регионами, которые не могут похвастаться высокими собственными доходами? А таких регионов большинство, ведь только 12 регионов получают больше собственных доходов, чем тратят.
Во-первых, планируется, что трансферты и дотации сохранятся, хотя контроль за ними будет изменен. Так что существующая практика, когда высшие региональные начальники ездят в Москву "добывать" деньги, сохранится. Во-вторых, в случае невыполнения обязательств перед населением в регионе будет вводиться режим внешнего финансового управления. Бюджеты дотационных (более чем на 50 процентов) регионов, как сообщает strana.ru, будут исполняться только через Федеральное казначейство. Вероятно, это не будет означать, что действующий губернатор будет смещен и на его место назначат управляющего, но его роль в распределении денег будет серьезно ограничена.
Тем не менее, пока не стоит готовиться к тому, что в Бурятии будет введен внешний финансовый управляющий. Принятый правительством России документ носит программный характер и не определяет того, каким образом будут вводиться названные меры. Поэтому в ближайшее время можно ожидать принятия новых документов, четко определяющих все процедуры. следит за развитием событий.
Общество
1744
К 2005 году в Бурятии может быть введено внешнее управление
Регионам предлагают жить по средствам. Несправившимся предложат жить с внешним управляющим.