Общество
20780
Хазарейцы - афганские родственники бурят
После признания ЮНЕСКО Чингисхана человеком тысячелетия Ассоциация журналистов США также объявила его лучшим. На рубеже тысячелетий мир открывает дотоле неразгаданные тайны великого хана. И одна из самых жгучих загадок - судьба военных поселенцев империи Чингисхана.
После завершения военной кампании центрально-азиатские племена возвратились на историческую родину - в монгольские степи. Но какое-то количество из этих родов и племен после походов было распределено между сыновьями Чингисхана на завоеванных территориях. И в короткие исторические сроки они растворились среди подавляющей массы местного населения.
Особенно быстро процесс ассимиляции шел в среде этнически близких к монголам тюркских племен, предков нынешних узбеков, казахов, киргизов, каракалпаков, волжских и крымских татар, башкир, кумыков, ногайцев, карачаевцев, балкарцев и других. И сейчас большинство тюркских народов являет собой смешение тюрко-монгольских родов. А вот как выглядит современная схема монгольского этноса, по которой этнографы делили и делят монголов до сих пор на три основные группы.
1. Западная группа - калмыки и ойраты.
2. Северная группа - буряты.
3. Группа восточных монголов - халхасцы (племена собственно Монголии) и южно-монгольские племена (иначе племена Внутренней Монголии) - чохары, суниты, харачины, тумуты, ураты, монголы Ордоса, а также племена Восточной Монголии и Маньчжурии - горлосы, харчины, дурбэты. Однако есть племена, не относящиеся ни к одной из вышеуказанных групп, - баргуты, дауры и другие.
И совсем особняком стоят хазарейцы - народ монгольского происхождения, живущий в Афганистане и Иране. Еще академик Б.Я. Владимирцов в начале ХХ века писал, что "в Афганистане монголы, как известно, сохранились до наших дней, сберегли свой язык". Это же подтверждал и академик В.В. Бартольд, писавший, что вне Монголии "единственные потомки монголов Чингисхана, до сих пор сохранившие язык, - это небольшое количество монголов в пределах Афганистана, представителей которых в 1903 году видел в Кушке финский ученый Рамстед, успевший записать отдельные слова их языка. Монгольский характер этого языка доказал в 1866 году Габленц на основании словаря, составленного еще в 1838 г. лейтенантом Личем". Еще одно косвенное подтверждение этой теории есть у Е.И. Кычанова, автора известной книги "Жизнь Темуджина, думавшего покорить мир": "Старый тип юрты с шейкой в современной Монголии не сохранился, но им пользуются монголы Афганистана - хазарейцы".
Так кто же такие хазарейцы? Об этом загадочном осколке монгольского мира, с XIII века не затерявшемся в тюрко-иранском мире, рассказал афганец Ахмад Башир, по национальности фарс, живущий ныне в Улан-Удэ. Родом он из города Кундуз и приходится родственником знаменитому "Панджшерскому льву" Ахмад Шаху Масуду (предводитель моджахедов во время афганской войны, а ныне лидер антиталибской группировки в Афганистане).
Ахмад Башир хорошо знает хазарейцев, так как всю жизнь жил с ними по соседству, и даже сейчас в Улан-Удэ к нему время от времени приезжают друзья-хазарейцы. Внешне они совсем не отличаются от бурят. Монголоидные черты лица, а также более светлый цвет кожи выделяют их в Афганистане.
Но, к сожалению, свидетельства русских ученых Бартольда и Владимирцова не нашли подтверждения. Многовековое проживание в ираноязычном окружении не прошло для них даром. Со временем они перешли на иранский язык, близкий к дари, тем не менее, сохранив значительный словарный запас монгольских слов. (К тому же, как писал Георгий Вернадский в своей книге "Монголы и Русь", кланы аланского происхождения существовали среди монгольских племен еще до Чингисхана. А как известно, аланы - это кочевые племена иранского происхождения, когда-то обитавшие в степях Центральной Азии. В доказательство этого Вернадский переводит имя легендарной прародительницы Чингисхана Алан-Гоа как прекрасная аланка).
Сами хазарейцы называют себя "хазара", от персидского "тысяча", а "тысяча" была военным подразделением кочевников. Ахмад Башир подтвердил версию о том, что основу народа составили монголы времен Чингисхана, но, кроме того, в их культуре есть значительный тюркский и иранский элементы. Хазарейцы долгое время оставались независимыми, и только в конце ХIХ века афганский эмир Абдуррахман покорил Хазараджат с помощью кочевников-пуштунов, которым он отвел там летние пастбища. Живут они в центральном Афганистане, главным образом, в горном районе Хазараджат, а также провинциях Герат, Кандарага, Нанагахар и Бадахшан. Есть они и в Иране, в Восточном Хорасане. Численность хазарейцев в Афганистане составляет 1 миллион 700 тысяч человек, а в Иране - 220 тысяч человек. Сохранилось родоплеменное деление, особенно у хазарейцев Хазараджата, а главные племена - это шейхали, бесуд, дайзанги, урузгани, джагури, дайкунти, фулади, якауланг. Несмотря на это, в последние годы усилилась этническая консолидация хазарейцев.
Основные традиционные занятия народа - пашенное земледелие и скотоводство. Занимаются торговлей и ремеслами: кузнечным и кожевенным, ткачеством, сукноделием и другими. В доталибском Кабуле им принадлежало множество магазинов и лавок. Ахмад Башир особенно выделяет у хазарейцев такие качества, как трудолюбие и способность к коммерции. Хазарейцы, живущие ныне в России, владеют множеством фирм в Москве, других городах, вплоть до Иркутска.
Еще до недавних пор отдельные группы хазарейцев вели кочевой или полукочевой образ жизни. Селения были обнесены глинобитной стеной с башнями на четырех углах. У кочевников сохранялась в неизменном виде монгольская юрта. Сейчас по образу жизни они ничем не отличаются от других, оседлых, национальностей страны. Одежда у них такая же, как у фарсов или узбеков. Мужская и женская одежда - рубаха и штаны. Мужчины носят также безрукавку, кафтан, халат; женщины - шапочку, похожую на кокошник, поверх которой повязывают два платка. Сейчас в связи с ужесточением нравов талибами хазарейские женщины вынуждены надеть паранджу.
Музыкальный фольклор - песни и танцы под аккомпанемент зурны и бубна; на свадьбах - выступления шута с помощником. В театрализованных представлениях женские роли исполняют мужчины. В праздники устраивают скачки на лошадях, борьбу, бои верблюдов. И хотя хазарейцы давно приняли ислам шиитского толка, у них до сих пор сохранились пережитки культа сил природы и шаманизма.
Хазарейцы представляют интерес как монголы, перешедшие на другой язык и, в отличие от большинства других монголов, принявшие ислам. Современная война в Афганистане приобрела отчетливый этнический характер, и хазарейцы вместе с таджиками, узбеками и другими национальными меньшинствами противостоят превосходящим силам талибов, в большинстве своем пуштунов-суннитов. Тем не менее хазарейцы сохранили свою генетическую основу и остались как нация.
Кроме них, еще о двух осколках монгольского мира упоминает в своих сочинениях академик В.В.Бартольд. "В Восточной Азии, именно в Кукунорской области, сохранился, по-видимому, тоже небольшой народец (толмукгун), исповедующий ислам и говорящий по-монгольски. Об этом более 20 лет тому назад писал, по слухам, американский исследователь Рокхилл; и тогда этот народец, как рассказывали Рокхиллу, заключал в себе всего от 300 до 400 семейств".
Сообщает он и о кайтаках, таинственном племени, когда-то обитавшем в Дагестане, в главе "К вопросу о происхождении кайтаков". Бартольд приводит отрывок из отчета османского путешественника ХVII века Эвлия Челебе: "По происхождению они монголы, пришедшие из области Махан; сами они - турки, говорят по-монгольски; язык монгольский и турецкий - одно и то же. Мы видели это племя в округе Махмудабад". Далее Эвлия Челебей описывает их внешность и приводит 41 слово, из них 36 названий животных. До 16 названий оказываются чисто монгольскими, например: мори - лошадь, аджирга - жеребец, нохай - собака, гаха - свинья и так далее. Бартольд предполагает, что кайтаки, видимо, пришли на Кавказ из Персии. И это были не калмыки, так как кайтаки появились в Дагестане задолго до переселения калмыков в прикаспийские степи. Но уже при жизни Бартольда, в начале ХХ века, ничего, кроме данного упоминания, от этого народа не осталось.
Хотя, возможно, это не совсем верно. Как свидетельствуют бурятские милиционеры, пребывавшие в командировке на Северном Кавказе, там их зачастую принимают за ногайцев, жителей степных районов Дагестана, Чечни и Ставрополья. Сохранились монголоидные черты и у некоторых других кавказских народов, в частности у кумыков и даргинцев. А название , прямо напрашивается на параллель с монгольским словом "дарга" - "начальник". Уже не говоря о существующих на Северном Кавказе Ангарском перевале, реке Аргун и странном фонетическом совпадении дагестанских и чеченских фамилий с бурят-монгольскими.
Р.S. Истории хазарейцев и кайтаков дают лишний повод призадуматься о нынешнем состоянии и перспективах развития как всего монголо-язычного мира, так и о судьбе бурятского народа.
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях