Общество
2219
<Смерть - продолжение жизни>,
- считает великий лама Еше Лодой Римпоче. продолжает разговор на вечные темы.
Он признан четвёртой реинкарнацией великого тибетского ламы Ело Римпоче ( в переводе с тибетского означает ). Учителями Еше Лодой Римоче были Далай лама IV, другие крупнейшие иерархи и знатоки буддизма, в том числе буряты. Родился он в Тибете, много лет провёл в эмиграции в Индии, в последние годы живёт в Бурятии.
- Досточтимый, вы признаны реинкарнацией великого Ело Римпоче. Как вас признали перерожденцем?
- Я четвёртый перерожденец Ело Римпоче, в предыдущих жизнях был тантристом. Меня определили по некоторым приметам и признакам, в этом сложном процессе участвовали авторитетные ламы и оракулы.
- Синие пятна на крестце, которые имеют дети корейцев и монгольских народов, это тоже магический знак?
- У меня был учитель, которому китайские солдаты отрезали голову. И вот он переродился в мальчике, его узнали по длинному шраму на шее. Правда, когда он вырос, китайцы снова посадили его в тюрьму и, наверное, снова там убили. Возможно, синие пятна монголов и корейцев имеют подобное происхождение, то есть это знаки из прошлых жизней.
- Буддизм утверждает, что жизнь человека определяется его кармой, то есть суммой совершённых им добродетельных и отрицательных поступков. Чем объяснить в таком случае страдания и гибель детей, не успевших сделать в своей жизни ни хорошего, ни дурного?
- У младенцев тоже есть своя карма. Она складывается из кармы его прошлых жизней и суммы добродетелей и ошибок его родителей. И бывает так, что карма прошлых жизней может пересилить всё.
- Можно ли наказывать ребёнка физически?
- Не стоит.
- Учить ли детей , умению постоять за себя?
- Не разумнее ли научить их не попадать в подобные ситуации?
- У великого русского писателя Ивана Бунина есть пронзительные строки о детстве в деревне: .
- Что и говорить, детство и юность - лучшая пора жизни. В этот период человек не несёт груза ответственности и повседневных забот. Но потом, когда он возьмёт на себя ответственность за себя и других, тогда человеку приходится нелегко.
- Досточтимый, как вы относитесь к бракам между представителями разных религий?
- Здесь, прежде всего, нужно исходить из желаний самого человека, но всё же изменять своей традиции нежелательно.
- Каково отношение буддистов к абортам?
- Аборт - это убийство, ведь плод посещает тонкая форма сознания. Делающие аборты накопливают недобродетели. Но тем не менее эти операции часто совершаются по необходимости, когда думают о здоровье женщины. В таких случаях это не даёт врачу недобродетель, и он не будет рождён в будущем в адских мирах.
- Досточтимый, в жизни случаются ситуации, когда человек думает, лучше бы умереть. Что бы вы посоветовали людям, переживающим подобное состояние?
- Им лучше обратиться к буддизму, учению, которое помогает найти выход из состояния депрессии. Например, использовать практику преображения мышления, то есть свои страдания обратить себе на пользу. Но для этого нужно понять природу страданий.
- То, что мы родились и живём в холодной стране с суровым климатом, - последствие грехов в наших прошлых жизнях?
- Есть такое понятие, как преобладающие плоды, то есть карма определяет, в какой окружающей среде и материальном достатке родится человек. Например, если состоятельный человек, имея возможность, не помогал нуждающимся кровом или одеждой, то в новой жизни он обречён мёрзнуть. Не нужно только воспринимать это буквально. В то же время, хотя мы живём в стране с холодным климатом, мы сильно не страдаем, если есть тёплые одежда и жилище.
- Может ли быть определена судьба человека по ? Например, срок его жизни?
- Астрология может определить наиболее важные моменты в жизни человека, в том числе и её продолжительность, но не обязательно весь жизненный путь и не всегда безошибочно.
- Чтобы выйти из бесконечного круга перерождений, благоприятнее родиться мужчиной или женщиной?
- По состоянию духа и ума мужчины, конечно, имеют преимущество. Но свои плюсы есть и у женщин, они лучше учатся, меньше совершают недобродетельных поступков. Но в целом положение мужчин и женщин должно быть равным, оно определяется самим обществом. А в будущем их роли сравняются.
- Досточтимый, француз Роже Мартен дю Гар сказал: .
- Есть большая разница между процессом старения религиозного человека и нерелигиозного. Последний боится смерти и страдает, а верующий человек всегда, и в молодости, и в старости, накапливает добродетель и готовится к новой жизни. Верующие старики не боятся смерти.
- В некоторых книгах описываются различные феномены. Сообщается и о хосписах - клиниках для безнадёжно больных, где больные умирают часто группами. Проносится как будто какой-то мистический ветер, больные протягивают руки к врачу или сестре: , но мощная воронка засасывает всех, кто стоит на пороге смерти. И больные так и умирают, обняв врача... Существует ли ветер смерти?
- Скорее всего, весть о чьём-либо уходе доходит до других больных или они чувствуют это, и их тоже затягивает на тот свет.
- То есть смерть может быть заразительна, как и все проявления жизни? Существует поверье, что у ног умирающего находится место ангела смерти, и поэтому в этом месте невозможно читать молитву.
- Да, и у тибетцев есть поверье, что хозяин или владыка смерти поджидает и забирает человека. Но его место не обязательно у ног умирающего.
- Как лучше хоронить человека: сжечь труп, положить в землю или оставить в степи?
- Конечно, больше добродетели будет, если разрезать труп на куски и накормить ими животных и птиц. Но сейчас это считается дикостью, общественность не поймёт.
- Как помочь человеку уйти в иной мир? Чтобы он мог спокойно и с достоинством сказать: .
- Достаточно подробно я рассказал об этом в книге . Если умирает буддист, то на ухо ему нужно читать молитву, чтобы он искал прибежища в Трёх Драгоценностях: Будде, Учении и Сангхе. И не привязывался в этой жизни ни к родителям, ни к супругу, ни к детям. Если буддист в жизни имел какое-либо божество в качестве покровителя, то в момент смерти он должен обращаться именно к нему. Желательно перед смертью использовать практику Бодхичитты. Не нужно относиться к смерти, как к чему-то ужасному, ведь, покинув старое тело, мы переродимся в новом. И если у вас чистая совесть, вы снова родитесь среди людей, в благом мире - наилучшем для накопления добродетелей. И тогда смерть может быть прекрасной, ведь смерть это продолжение жизни.
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях