Общество
2027
<Бомбей> хоринских Князевых
Каждое утро пенсионерка Татьяна Моисеевна Князева ищет дрова. Нужно разжечь костёр и сварить чай, чтобы отогреть промёрзшее за ночь тело. Так начинается новый день для неё и сотен таких же, как она, бродяг - лиц без определённого места жительства.
... Раннее утро. Бесформенная фигура волочит через дорогу бревна. Водители осторожно объезжают её. Это Татьяна Моисеевна, одетая в бесконечные шали, платки, кофты, юбки и пальто до пят. На дворе не май, и чтобы не замёрзнуть, она укутывается во всё, что у неё есть. Она озабочена одним - лишь бы согреться сейчас и найти пищу на вечер.
Вместе с сыном Валерием живут они неподалёку от военной нефтебазы, в конце улицы Революции 1905 года. Здесь возле бетонного забора стоят недостроенные гаражи и лежит куча сваленных в беспорядке деревьев. Это и есть место обитания Князевых. Если посмотреть сверху, оно похоже на птичье гнездо: кострище, а вокруг поваленные деревья и бетонные блоки. Тут они и спят. Дополняют картину пустые бутылки, банки, доски и куски рубероида.
Есть у Князевых и запасное жилище - нижний уровень недостроенного гаража, куда можно попасть через люк. В помещении площадью около 10 квадратных метров есть топчан и прогоревшая буржуйка. Князевы называют своё подземелье Бомбеем. Почему? , - отвечают они. Спуститься вниз можно по хрупкой, скрипящей лестнице. Лазить по ней Татьяна Моисеевна пока не рискует. Поэтому они до сих пор спят на улице. Но в морозы придётся обживать Бомбей.
История их жизни проста. Сын жил в селе Удинск Хоринского района. Работал на тракторе, пока однажды не перевернулся. Травмы получил серьёзные, дали вторую группу инвалидности. Дом в Удинске он продал, оставшись вместе с матерью на улице. Подались они в город и, не найдя пристанища, место близ гаражей.
Пенсию по инвалидности Валерий не получает - нет прописки. Сама Татьяна Моисеевна за пенсией ездит в Хоринский район.
О будущем Князевы не задумываются и с недоверием внимают совету обратиться в Дом ночного пребывания, где можно получить не только ночлег и пищу, но и прописку. Может быть, и работу:
В ночлежке заместитель директора Янжима Базарова хорошо осведомлена о Князевых. Их дело на особом контроле у прокурора республики. По её словам, Валерий Князев состоит на учёте в Республиканском психоневрологическом диспансере (РПНД) и должен находиться в специальном интернате в городе Бабушкине, откуда он ушёл год назад. Тем не менее сотрудники ночлежки прописали его на полгода, но принять на жительство не могут - ведь он находится на учёте в РПНД. С Татьяной Моисеевной тоже проблемы - Дом ночного пребывания не рассчитан на женщин.
Сотрудники ночлежки готовы помочь Князевым, однако матери с сыном во многом придётся рассчитывать на себя и родственников. Нужно желание выйти на свет божий.
Пока же место их реальной прописки - Бомбей. Вечером, проезжая мимо нефтебазы, можно заметить багровый отсвет костра и тени сидящих людей. Глубокой ночью огонь гаснет, и всё погружается во мрак...
Кстати
В этом году в Городском центре социального обслуживания населения было зарегистрировано 2021 обращение. Бесприютных людей направляют в Дом ночного пребывания. Сейчас здесь сезонный наплыв клиентов.
Принимают в ночлежку не всех. Из 290 человек, принятых в этом году, 259 пришли по направлению центра социального обслуживания, 9 - по направлению милиции и 22 - самостоятельно. В ночлежку приходят после медосмотра. Больные туберкулёзом направляются на лечение в тубдиспансер, больные венерическими заболеваниями - в кожно-венерологический диспансер, а терапевтические больные - в городскую больницу № 2.
Кроме того, сотрудники ночлежки помогают своим клиентам восстановить утерянные документы, получить прописку и трудоустроиться. С начала года по адресу ночлежки были прописаны 125 человек, 18 из них нашли работу и жильё. Чаще всего бывшие бомжи устраиваются дворниками и сторожами.
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях