Общество
3143
Мужской разговор с вымогателями
"Ты чей будешь?", - так в Улан-Удэ обращаются друг к другу подростки на улице и в школах. Это означает: кому ты платишь дань, кто твоя "крыша"? Ученика одной из школ города подростки-вымогатели вынуждали постоянно приносить деньги, а когда воровать дома стало нечего, рэкетиры заставили парня снять шапку с прохожего. В результате из жертвы подросток превратился в преступника и теперь имеет судимость за грабеж.
Только на прошлой неделе в редакцию "Информ Полиса" обратились две мамы. Старшеклассники вымогают деньги у их сыновей, и родители не знают, что делать. Они даже боятся называть имена своих детей. Ведь тот, кто жалуется взрослым, - "красный", то есть стукач на воровском жаргоне. А если ты не платишь, значит, ты "лох", которого любой может "загрузить". Зато если платят тебе - ты "шпана", рассказала одна из позвонивших мам.
"Если подросток в школе занимается рэкетом, он и дальше этим будет продолжать заниматься. В институт пойдет - там будет заниматься, в армию пойдет - там будет рэкетировать. Из армии придет - продолжит. В этом вся опасность. Сейчас, получается, уже в юном возрасте идет подготовка преступников", - говорит Алексей Шубин, начальник охранного предприятия "Динамо".
В Улан-Удэ есть опыт борьбы со школьным рэкетом. В городе до недавних пор действовали советы отцов в школах и республиканская общественная организация отцов "Мужской разговор". Нужно бороться не только со школьным рэкетом, но и, в первую очередь, с причинами, которые его порождают, - с детской безнадзорностью, считает Сергей Галданов, инициатор создания движения отцов. Тогда криминальная цепочка будет прервана.
Безнадзорность - это когда дети учатся в школе, у них есть родители, но все свободное время ребята предоставлены сами себе. Для того, чтобы занять детей каким-нибудь делом, нужны деньги и время. Но бороться с вымогательством нужно уже сейчас. И для этого нужно только желание.
В прошлом учебном году "Динамо" охраняло 23 школы, а в нынешнем - только пять. Алексей Шубин объясняет это тем, что теперь учителя и администрация не могут собирать с родителей деньги на школьные нужды. Но все не так сложно, считает Ольга Спиридонова, директор школы № 65. По ее словам, для материальной помощи школе (в том числе и для найма охранников) родители могут создать попечительский совет, у которого будут расчетный счет и бухгалтер. Кроме того, деньгами может распоряжаться родительский комитет, который есть в каждой школе.
А в 1999 году идею создания предприятия "Динамо", специализирующегося на охране учебных заведений и выявлении случаев рэкета, поддержали администрация Улан-Удэ и управление образования. Только вот никакой финансовой помощи городской бюджет так и не оказал.
В 1999 - 2000 учебном году "Динамо" охраняло 13 школ, а в течение следующего учебного года их стало 23. "Результаты были существенные: за первый год выявили 94 случая вымогательства. И только в одной школе не было зафиксировано случаев рэкета", - говорит Алексей Шубин, полковник милиции с 37-летним стажем работы в МВД.
Когда в школе № 65 по результатам работы "Динамо" возбудили 11 уголовных дел, учреждение начали склонять везде. Не за то, что оно борется с этим вымогательством, а за то, что статистика ухудшается. По словам Шубина, некоторые руководители отказывались от охраны и говорили, что не хотят, чтобы что-то выходило за пределы школы.
Весной 2001 года в "Динамо" обратился отец ученика девятого класса 65-й школы с просьбой помочь оградить его сына от рэкетиров. Парень признался, что платил дань уже около полутора лет - с конца седьмого класса. Деньги воровал у родителей. Когда вымогатели сказали ему принести три тысячи рублей, парень назвал своих обидчиков. В сквере у памятника Пушкину ученик передал вымогателям меченые деньги, и шестерых рэкетиров задержали. Один из них - сын милиционера, ходивший "на стрелки" с пистолетом отца. Все шестеро дошли до суда. Но большинство получили условные сроки.
Условный срок - обычная "награда" для вымогателя-школьника, который не достиг совершеннолетия. Три года условно получил в январе 2001 года 14-летний ученик 65-й школы Леонид Путин. Было доказано шесть эпизодов вымогательства. Юный рэкетир обложил данью 20 - 30 человек, которые платили ежемесячно по 30 - 50 рублей.
Другая форма борьбы с вымогательством в школах - ассоциации отцов - появилась в Улан-Удэ еще раньше, чем "Динамо", - в 1997 году.
В настоящее время республиканская общественная организация отцов "Мужской разговор" временно приостановила работу. С одной стороны, дети у Сергея Галданова, основателя этого движения, окончили школу. С другой стороны, он понял, что борьба со школьным рэкетом - это борьба со следствием, а не с причиной. Сейчас он создает некоммерческую ассоциацию товариществ собственников жилья. Товарищества, планирует Галданов, будут заниматься не только решением жилищно-коммунальных проблем, но и организацией детского досуга в своих микрорайонах.
А начиналось все так. В школе N№ 26 действовала группа подростков, занимавшаяся рэкетом. В сентябре 1997 года инициативная группа родителей решила создать совет отцов. Сначала было непонимание. Родители говорили детям: "Что же ты, не мужик, постоять за себя не можешь?", а на собраниях некоторые отцы высказывались примерно так: "Ну и что? Я в детстве тоже отнимал деньги на кино и на мороженое".
Сергею Галданову, одному из основателей совета отцов 26-й школы, совместно с администрацией школы удалось убедить родителей в том, что надо принимать меры. В результате в совет отцов вошли представители всех 76 классов школы. Причем это были не только отцы тех детей, у которых вымогали деньги, но и отцы самих рэкетиров, которым "светило" уголовное наказание. Их называли "бандитскими отцами".
Когда отцы навели порядок в 26-й школе, она стала привлекать рэкетиров из расположенных неподалеку 48-й и 65-й школ. Тогда, говорит Галданов, "мы создали республиканскую общественную организацию отцов "Мужской разговор", и после этого я пошел в 48-ю школу договариваться с директором и педколлективом. Худо-бедно мы создали там совет отцов". В результате в Улан-Удэ и в некоторых районах республики было создано 20 советов отцов.
Отцы патрулировали микрорайон и отправляли по домам пацанов, которые гуляли на улице после 10 вечера. Проверяли колодцы, подвалы, чердаки. Название "Мужской разговор" появилось не случайно. В особых случаях детей вместе с родителями приглашали на совет отцов. "По-моему, достаточно жестокая это вещь, - говорит Галданов, - когда сидят 25 - 30 нормальных взрослых мужиков и стоит этот мальчишечка, который герой и дома, и на улице. И он попадает в оборот к мужикам, с которыми каждый день встречается на улице. Обычно этого бывает достаточно".
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях