Общество
2253
Московский успех бурятской этномузыки
. Мы встречаемся в кафе после съемок программы на ОРТ, где Намгар рассказывала о бурятской музыке. Суперпопулярная певица в Бурятии середины 90-х штурмует музыкальные бастионы Москвы и Запада.
Пик популярности Намгар в Улан-Удэ пришелся на 1995-1997 годы - тогда она выпустила несколько клипов на телевидении и один из первых в Бурятии музыкальных компакт-дисков. Но надо было идти дальше, и в 1997 году Намгар переехала в Москву. Поступила в Гнесинку, училась и выступала со своей группой в московских ночных клубах. Тогда ее программы выглядели довольно пестро: бурятские песни, русские, что-то на английском, но: оставалось ощущение недосказанности. Параллельно Намгар выезжала с небольшими гастролями в Европу и Америку.
Год назад все изменилось. Группа жестко очертила свой стиль: только традиционная музыка, традиционные одежда и инструменты. Изменились и клубы - расчет был сделан на более интеллектуальную публику. Пресса встретила произошедшие изменения весьма доброжелательно. (лидирующий в Москве журнал, посвященный музыке и развлечениям) отвела Намгар целую полосу. В группу пришли монгольские исполнители, появился опытный продюсер, а к послужному списку добавилась совместная работа с Борисом Гребенщиковым.
Но ни одна из статей в прессе не объясняла, почему Намгар так резко изменила образ. Тем более ни одна из статей не могла объяснить, почему самая традиционная бурятская музыка оказалась интересной москвичам. описывала , и делала вывод: . А каким видит свое творчество сама Намгар?
- Сначала поп-музыка, потом бурятская традиционная. Почему такой поворот?
- У меня всегда было желание петь народные песни, и я их исполняла параллельно c эстрадной программой. А когда приехала в Москву, увидела, что бурятская эстрадная песня здесь никому не нужна, ну разве что нашим бурятам московским. Русские популярные песни мне петь было неинтересно. Поэтому когда нас пригласили в Германию, Америку, и я увидела, что этническая музыка пользуется интересом, то с радостью стала петь народные песни.
- На ваш взгляд, сегодняшний интерес к этнической музыке - это временная мода или что-то более серьезное?
- Народная музыка не может быть модной. Ведь мы не подгоняемся под какой-нибудь формат, нам никто не говорит: . Мы играем то, что нам хочется, мы поем нашу народную музыку. Конечно, она популярна на Западе, но мне кажется, что это время такое, когда людям не хватает музыки душевной. Сейчас многие приходят к этнической музыке, даже профессиональные музыканты. Ведь все это не придуманное, а идет от души, из глубины веков.
- Сейчас многие этнические группы часто выезжают на Запад. Те же тувинцы, если и появляются в Москве, то лишь проездом на какие-нибудь гастроли. Есть ли необходимость ехать туда? Может, проще остаться в Москве или Бурятии?
- Мы не собираемся ехать и жить на Западе. Хотя, чего лукавить, хотелось бы выступать там. Ведь если выступать на Западе на хорошем уровне, то о Бурятии будут хорошо говорить, так же как о Тыве, о которой узнали именно благодаря музыке. И, конечно, можно хорошо заработать.
- Какие самые сильные стороны у бурятской музыки? В тувинской это горловое пение, а в бурятской?
- У тувинцев горловое пение лучше всех получается. Кроме того, мелодизм у тувинцев другой: больше голоса, чем мелодии. Такой протяжности, которая есть в бурятских песнях, у них нет. Ритм более быстрый, больше похожий на монгольский. Бурятская музыка другая, у нас протяжные песни, а это звучит совсем по-другому. Люди подходят к нам после концертов и говорят, как им нравятся бурятские песни.
- В Бурятии есть исполнители народной музыки, которые могли бы выступать на хорошем уровне и добиваться успеха?
- Да, у нас очень хорошие певцы, чего только бурятские оперные певцы стоят. А есть еще и другие ансамбли. С певцами-то у нас хорошо, а с музыкантами-инструменталистами - проблема. У нас очень плохо поставлено в музыкальных школах обучение игре на национальных инструментах. Монголы, например, с детства учатся. У нас в группе Урна (монголка) с пяти лет играет на ятаге. Она действительно ас! У нас нет таких мастеров.
- С чего стоит начать, чтобы добиться успеха?
- У каждой группы, мне кажется, свой путь. Кого-то иностранец вытащил, вложил собственные деньги, кто-то сам пробился, но в любом случае нужны серьезные вложения, большие деньги. Можно, например, ездить на специальные фестивали на Запад, привозить туда свои диски, знакомиться. Если понравишься, то тебя начнут раскручивать, но ведь для этого нужны хорошие записи, а это опять же деньги. Мы пока на этот уровень не тянем, у нас нет качественных записей, сделанных на высоком уровне. Сейчас мы только заканчиваем записывать компакт-диск на профессиональной студии. Когда сделаем, то уже можно будет выходить на новый уровень. Бурятская культура достойна того, чтобы быть представленной миру.
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях