В отдаленных селах района - Варваринск, Уакит и Карафтит - население почти поголовно занято этим промыслом. Золото моют все: от детей до пенсионеров. Причем подавляющее большинство из них работают нелегально. И, как сто лет назад, это - каторжный труд. Часть добытого золота сдается старательским артелям, а часть уходит .
Вольные старатели
- Мой сын за два сезона заработал на , а теперь работает в городе. У кого есть желание, все лето моют золото. Найдут речку и , - рассказывает жительница Багдарина Людмила Николаевна. - Но как им достается это золото!
По ее словам, сын с двумя друзьями уезжал на мотоцикле в тайгу. Пахали от рассвета до заката, в жару, в тучах мошкары. Чтобы не тратить время на готовку, питались сухим пайком, и к концу сезона были . Кайлами долбили слипшиеся камни, песок и глину. За день ребята натаскивали до 400 - 500 ведер воды для промывки грунта. А воду брали из ручья (вся технология добычи золота основана на том, что удельный вес золота тяжелее остальной породы, и оно оседает в лотке, а более легкие микрочастицы вымываются водой). Так добывали золото еще до промышленной революции. Работа тяжелая, а зачастую и неблагодарная.
Несмотря на это, люди жаждут золота - зачастую ими движет не столько выгода, сколько азарт. Для таких людей главное - не , а . Элемент случайного счастья, так называемого , традиционно играет в поисках золота немаловажную роль, а память о таежных Клондайках конца ХIХ века все еще свежа у аборигенов Баунта. Горный инженер Фризер писал тогда в своем рапорте: . Артель в 5-7 человек в течение 3-4 часов намывала несколько фунтов золота. Горный инженер указывает, что после такой удачи .
Между тем миф о время от времени и сейчас подкрепляется свежими фактами. Года два назад старатель с китайской фамилией Лючинфа подобрал на отвале булыжник, мимо которого другие артельщики проходили сотни раз, не обращая ни малейшего внимания. Булыжник оказался самородком весом около 900 граммов. Он мог быть еще больше, но один край был срезан ковшом экскаватора. Сдав самородок в артель, старатель получил 20 процентов от его стоимости и стал счастливым обладателем машины и квартиры в городе.
Азартные люди способны из-за трех звездочек (частицы золота весом до 20 милиграммов) перелопатить до 500 ведер грунта. Зачастую так и происходит. Считается, что в окрестностях Багдарина нет богатых залежей, к тому же здесь когда-то проходила драга (машина для добычи золота), собравшая все сливки. А вот около села Варваринск есть. Но варваринцы не допускают к своему ручью. По словам Людмилы Николаевны, там золото моют даже зимой. Для этого заранее в теплые помещения натаскивают грунт, а потом промывают его в бане.
Сработал ли ?
- В 1999 году районные власти приняли Положение о разрешении малообъемной добычи золота, так называемом , - говорит Владимир Чунавлев, заместитель главы администрации Баунтовского района. - В первую очередь от этого выигрывало население. У многих нет работы, а между тем люди буквально ходят по золоту. Например, в багдаринском аэропорту самолеты садятся на те же отработанные золотоносные пески. А ведь эти пески можно еще и еще раз перерабатывать и находить там золото...
По словам Чунавлева, после выхода Положения люди получили возможность зарабатывать реальные деньги. Желающих нашлось много. Вооружившись кайлой, лопатой, тачками, бутарой и ведрами, люди уходили в тайгу. Работали в основном на уже отработанных отвалах. Даже школьники, проработав летний сезон, могли купить учебники и одежду к школе. В забытых богом в глухой тайге деревнях это была едва ли не единственная возможность выжить. Но уже в 2000 году районная прокуратура опротестовала Положение, как не отвечающее действующему законодательству, а суд подтвердил протест.
Тогда в районе решили пойти по другому пути - старательским артелям разрешили заключать с частными лицами договоры на малообъемную добычу. В прошлом году такое право получили 300 человек. По мнению Тамары Реховской, заведующей отделом недрами администрации района, эта лазейка не стала столбовой дорогой. За прошлый год старатели сдали предприятиям всего 5 килограммов 800 граммов золотого песка. Сколько золота ушло в руки , не знает никто.
в Баунтовском районе называют граждан, незаконно скупающих золото. Среди них есть местные и приезжие. Они принимают золотой песок по более высокой цене, чем в артелях. В артелях за грамм дают 50 процентов от стоимости грамма золота на международных биржах. Так, если в прошлом году грамм золота стоил 230 рублей, то артели принимали по 115. А - в пределах 180 рублей.
- Простому человеку, который своей горбушкой намыл песочек, невыгодно сдавать его за бесценок, - говорит та же Людмила Николаевна. - Если есть связи, он, конечно, сдаст тому, кто больше заплатит. Знаю ли я ? А у нас у всех есть подвязки. Никто, слава богу, никого не продает, никто никому дорогу не переходит, живем все дружненько, нормальненько.
И Людмила Николаевна ловко переводит разговор на другую тему:
рынок на золотых приисках существует не первый год, и даже не первый век. По свидетельству Н.С.Тютчева, сосланного при царе в Баргузин, тогдашнюю столицу золотопромышленности в Забайкалье,
Кстати, современные китайские скупщики не заставили себя долго ждать. Не так давно республиканские СМИ освещали жуткую историю, приключившуюся с двумя из них в глухой тайге. Тогда в результате разбойного нападения один китаец был убит, а второму удалось сбежать, каким-то образом добраться до Читы и сдаться властям. В это время преступники, завладев крупной суммой наличных денег, стали сорить ими направо и налево.
Прибывшим в район сыщикам не составило большого труда выйти на след. Это происшествие стало одним из самых веских аргументов на процессе по отмене Положения о малообъемной добыче золота.
Что же делать с золотом, под ногами? Тамара Реховская считает, что для того чтобы оно не уходило , предприятиям нужно принимать его по цене от 60 до 70 процентов от стоимости грамма золота на международных рынках.
Но из-за налоговых отчислений предприятиям это невыгодно... Сейчас районные власти пытаются решить эту проблему. Подключился к решению этого крайне важного для баунтовцев вопроса и Владимир Бавлов, член Совета Федерации и бывший глава администрации Баунтовского района.
Артели
И все же дальнейшая судьба малообъемной добычи во многом зависит от состояния дел в 14 золотодобывающих предприятиях района. Ведь это только им, артелям, дано право на закуп золота у вольных старателей. К тому же малообъемная добыча должна вестись, прежде всего, на уже отработанных месторождениях. Да и в целом вольный принос играет вспомогательную роль в золотопромышленности, являющейся основой экономики района.
В 2001 году артели выполнили установленную для них квоту всего на 68 процентов, добыв 1293 килограмма золота. Сегодня половина предприятий в долгах как в шелках, и во многих артелях заработной платы нет.
По данным Тамары Реховской, в среднем по району за сезон старатели заработали по 29 тысяч рублей, а среднемесячная зарплата рабочего составила всего 2 тысячи 400 рублей. Это очень мало, учитывая, что старатели до 8 месяцев в году работают по 12 часов в день, без праздников и выходных.
В прошлом году только четыре предприятия - , , и - выполнили план добычи. Остальные все еще не могут перейти на рельсы рыночной экономики. Очень беспокоят золотодобытчиков высокие цены на горючесмазочные материалы - на них идет до 30 процентов всех расходов.
Положение усугубляется еще и тем, что запасы россыпного золота в районе крайне ограничены и уже через 2-3 года это может отразиться на уровне золотодобычи.
Общество
5662
Золотая лихорадка в баунтовской тайге
В Баунтовском районе вновь, как и сто лет назад, появились вольные золотоискатели. В погоне за они бродят по тайге и ищут россыпи...