Общество
1837

Парадоксы провинциальной безработицы

Где найти хорошую строительную бригаду? С таким вопросом обращается к своим знакомым инженер-строитель, чья фирма взяла небольшой, но хорошо оплачиваемый подряд в столице Бурятии - Улан-Удэ. Причем он сходу отметает недоуменные вопросы собеседников о том, что проблем с поиском рабочих быть не должно. Согласно статданным, в Бурятии официальный уровень безработицы составляет 1,9 процента от числа трудоспособного населения. А эксперты рынка труда полагают, что реальные показатели в 6-8 раз выше

Оказывается, проблемы у работодателей все-таки есть. Статистика и жизнь, судя по всему, идут разными дорогами.

Все бригады, начинавшие работу на объекте, трудились только до первого аванса. Получив его, тут же обмывали это событие и на работу уже не возвращались.

Так есть или нет безработица в Бурятии, если рабочими местами можно не дорожить?

- Главной проблемой на рынке труда сейчас становится не дефицит рабочих мест, а расхождение спроса и предложения на рабочую силу, - считает Иван Пытин, руководитель Департамента федеральной государственной службы занятости населения.

Вот примеры. Среди людей, зарегистрированных на бирже труда, большую часть составляют женщины в возрасте от 45 лет и старше. Работодатели, как правило, предпочитают брать на работу более молодых. Впрочем, если сопоставить ситуацию с 1998 годом, когда предпочтение отдавалось двадцатипятилетним (чуть позже планка поднялась до тридцати лет ), то сегодняшнее положение дел можно считать прогрессом.

Легче найти работу мужчинам, так как среди специальностей, представленных в Центре занятости, большая часть - чисто мужские. Требуются газоэлектросварщики, грузчики, асфальтобетонщики, водители автомобилей... Но активизируется спрос и на представительниц слабого пола. Открывающимся магазинам и кафе требуются продавцы и повара, хотя мастера кулинарии еще пять лет назад пополняли армию безработных. Сейчас же только зимой постоянно имеется до сорока вакансий поваров, а летом их число резко возрастает. Связано это, прежде всего, с тем, что начинают свою работу базы отдыха, оздоровительные лагеря, летние кафе.

Не составляет большого труда найти себе работу и людям, не имеющим профессии. Существует значительный спрос на лепщиков пельменей, рабочих теплиц, санитарок, дворников. Зато медучреждения мало подают заявок на младший медицинский персонал. Специалисты считают это прямым следствием повышения заработной платы в бюджетной сфере.

Причем после ее повышения врачей все равно не хватает, даже несмотря на то, что в Бурятском госуниверситете появился медицинский факультет. По словам главного врача республиканской клинической больницы Михаила Петровича Рябова, многие врачи работают на полторы-две ставки, плюс дежурства.

Зато в нынешнем учебном году заметно изменилось положение с ситуацией на рынке труда учителей. Если раньше опытные специалисты из учебных заведений, а молодежь заманить туда было невозможно, то после повышения заработной платы учительских вакансий осталось очень мало.

Еще одна грань проблемы. В прошлом году забили тревогу руководители ряда крупных промышленных предприятий Бурятии. Наращивающий объемы производства Улан-Удэнский локомотиво-вагоноремонтный завод набрал более 1,5 тысячи новых работников, но не до конца решил проблему дефицита кадров.

Улан-Удэнский авиазавод, увеличивающий объемы поставок вертолетов в страны Азии, также столкнулся с трудностью поиска высококвалифицированных рабочих. Станочники, ушедшие с заводов в начале 90-х годов во время простоев, назад не возвращаются. Большинство из них нашли себя в непроизводственной сфере экономики, где уровень зарплат пока выше, чем на производстве. А система производственно-технического обучения оказалась не готова удовлетворять потребности растущей экономики.

Остается очень велика потребность в программистах. Вузы республики готовят их мало и, по словам Алексея Иванова, специалиста отдела занятости, частные фирмы, оставляя неудовлетворенным спрос бюджетных и муниципальных организаций. Слишком велика разница оплаты труда. На службе специалист по компьютерам будет получать оклад раз в пять меньше, чем у частника.

Молодым специалистам других направлений часто действительно приходится нелегко. Существовавшая система государственного распределения выпускников в большинстве учебных заведений республики , и молодежь предоставлена сама себе. Хорошо, если найдутся родственники или хорошие знакомые, способные помочь с трудоустройством. Но таких счастливчиков немного. Большинству же приходится либо обращаться на биржу труда, либо устраиваться не по специальности.

безработных, по данным Городского центра занятости Улан-Удэ, является Восточно-Сибирский государственный технологический университет. (Он дает в два раза больше безработных, чем остальные вузы республики.) Здесь по-прежнему готовят специалистов по выделке изделий из кожи и меха, хотя нет ни одного предприятия, где они требуются. Не пользуются у нас спросом и специалисты по пищевой промышленности. А их тоже готовят в ВСГТУ.

Многие средние заведения взялись обучать юристов. Но, увы, их подготовка оставляет желать лучшего, поэтому руководители предприятий отдают предпочтение людям с высшим юридическим образованием. Та же ситуация с менеджерами, которых готовят улан-удэнские профтехучилища.

В принципе, перечисление подобных парадоксов можно продолжать. Однако нельзя не сказать о том, что правительство республики оперативно отреагировало на новую ситуацию, которая отличается не столько реальным дефицитом рабочих мест, сколько проблемой сбалансированности спроса и предложения на рынке труда.

В апреле нынешнего года правительство Бурятии приняло . Главный количественный параметр документа - удержать уровень безработицы в республике не выше 1,9 процента. Но суть не в этом.

- После затяжных кризисных явлений в экономике впервые ставится задача качественно изменить само положение на рынке труда, - подчеркивает Иван Пытин. - Мы намерены вести опережающее обучение и подготовку людей по дефицитным специальностям с учетом реальных потребностей экономики. А также повысить эффективность помощи безработным, сокращая длительность безработицы и ускоряя профессиональную переподготовку людей.

Только в текущем году на выполнение программы выделяется более 70 миллионов рублей. И акцент в их распределении будет сделан на поддержку доходов безработного человека, а не на помощь работодателям в открытии новых рабочих мест. Дело в том, что рост числа рабочих мест уже обеспечивается экономическим подъемом.

Чтобы помочь выпускникам вузов, техникумов и школ, Департамент занятости Республики Бурятия совместно с Госкомитетом по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту РБ продолжит организацию ежегодных ярмарок рабочих и учебных мест. В Улан-Удэ они проводятся с 1996 года. Позже их стали организовывать за пределами столицы республики. Например, уже трижды ярмарка проводилась в Кяхтинском районе и стала традиционной. В ближайшем будущем она приобретет статус международной, так как в ее работе намерены принять участие наши партнеры из Селенгинского аймака Монголии.

Продолжится помощь и программам самозанятости населения. Иными словами, безработные, желающие открыть свой бизнес, имеют возможность получить на это небольшие субсидии.

Так есть ли безработица в Бурятии? Есть. Как есть и работа для тех, кто ее настойчиво ищет. Кстати, -бригады, исчезающие со строительных объектов после первого аванса, как это ни смешно, тоже признак вполне положительных тенденций на рынке труда. Шабашники уверены, что приглашение поработать на очередной стройке они без проблем найдут в газетах объявлений, как только закончатся деньги.

.

А 5-6 рублей на покупку газеты всегда найдется.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях