Общество
1856
Десять месяцев взаперти
- Я просто в отчаяние пришел, - говорит инвалид-колясочник Николай Егорович. - Слава богу, не парализованный, двигаться могу. Но по лестнице никак - колеса отваливаются!
Сегодня в Бурятии зарегистрировано около двух тысяч инвалидов-колясочников. Реально людей, которым необходимы пандусы и лифты, еще больше: это и мамы с колясками, и старики с больными ногами, и просто те, кто идут по улице с тяжелыми сумками. С первого июля вступает в действие закон, по которому за отсутствие пандуса в здании хозяев будут просто штрафовать. Но если улицу для инвалидов еще как-то адаптируют, то у себя дома они порой оказываются в прямом смысле в безвыходной ситуации.
Именно это случилось с Николаем Филаткиным, который в прошлом году переехал к дочери в Улан-Удэ из Мордовии. На родине у престарелого инвалида была собственная усадьба с роскошным яблоневым садом. На новом месте он оказался заперт в крохотной темноватой . Уже 10 месяцев Николай Егорович не выходит на улицу. От свободы его отделяют только семь ступенек лестничного пролета, но спуститься по ним без посторонней помощи он не может. Как-то раз попробовал - у ветхой коляски отвалилось колесо, еле-еле починили.
- Самый больной вопрос у меня насчет подъезда, - говорит Филаткин. - Туды позвонил, сюды позвонил, нигде мне ничего не отвечают. В марте начал я, и до сих пор ничего. Сперва обратился к участковому врачу. Она так заверила меня, говорит, сделаем. Ничего. С собеса женщина пришла, обещала. Прошел месяц - ничего. Я звоню, она уже другим тоном со мной говорит: Я в общество инвалидов - говорят, вы у нас не зарегистрированы, надо ВТЭК заново проходить. А у меня инвалидность бессрочная: (У Николая Егоровича нет одной ноги. - Авт.) Я просто впал в панику! У меня вон сын Вася - тоже инвалид, без меня на улицу не выходит. Боюсь, зачахнет совсем здесь:
На самом деле проблему Николая Егоровича решить можно. Именно этим и занимается действующий в Улан-Удэ фонд создания безбарьерной среды. За последние три года сотрудники фонда адаптировали квартиры для сорока городских инвалидов: расширили дверные проемы, в которых до этого застревали коляски, установили поручни в ванной, туалете и над кроватью, выровняли косые полы, пристроили лоджии и балконы. Николай Филаткин как раз попадает в список нуждающихся в помощи на 2002 год.
- Здесь проблема только в одном, - считает Эржена Будаева, председатель фонда. - Дом, в котором живут Филаткины, очень старый, там узкие лестницы. А пандус должен быть шириной не меньше 80 сантиметров. Прохода для соседей не останется. А если всю лестницу застелить, высокие люди будут биться головой о притолоку и страшно ругаться. Попробуем пока сделать ему откидной пандус, в квартире оборудуем поручни, стульчик для туалета - все будет удобнее.
Благоустройством квартиры Филаткиных фонд планирует заняться в июле-августе. Но это еще не все: десять процентов квартир в строящемся доме колясочников, первую очередь которого планируется сдать в этом году, предназначены для инвалидов-ветеранов войны. Николай Егорович попал в число тех, кто получит жилье в новом доме в числе первых.
За барьеры будут штрафовать
С первого июля вступает в силу новый кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно ему, юридическое лицо, построившее здание, не оборудованное пандусом, должно быть оштрафовано на сумму в 200-300 минимальных размеров оплаты труда. Как это будет осуществляться в Улан-Удэ, решается в настоящий момент. Простор для наложения штрафов в городе довольно ощутимый.
Когда фонд в середине 90-х только начинал свою работу, в городе было всего 4-5 пандусов, вспоминает Эржена Будаева. Сегодня их уже около 70. Отчасти это связано с тем, что активисты движения колясочников добились, чтобы строительство любого нового магазина или офиса было согласовано с ними. Кто-то отнесся к проблеме людей с ограниченными возможностями с пониманием: просто идеально оборудовано для инвалидов новое здание , отличный стелобат (площадка, сравнивающая с тротуаром вход сразу в несколько магазинов) на Элеваторе, удобные пандусы в магазине на Стрелке и на входе в здание главпочтамта, считает Эржена.
Другие делают пандусы только чтоб отмахнуться от инвалидов: никуда не годятся. По мнению Будаевой, спуски даже в самых популярных магазинах и детской поликлинике № 1 помимо того, что слишком крутые, на них нет перил, поэтому пользоваться ими не только неудобно, но и просто опасно.
Но есть и такие организации, которые вообще отказываются оборудовать пандус.
- Магазин на Терешковой, бывший молочный, - приводит пример Эржена Будаева. - Всего одну ступеньку надо сравнять, я понять не могу, почему такое сопротивление? Сперва они говорили - вот будем расширяться и переделаем. Год прошел - воз и ныне там. И они не расширяются, и ступенька на месте. С офисами банка и Сбербанка уже четыре или пять лет бьемся. Сбербанк отказался - у них, дескать, под крыльцом коммуникации, но ведь пандус необязательно делать бетонный, можно и металлический, как навес. ссылается на то, что будут ремонтировать входной узел и тогда все сделают, но не делается в итоге ничего. А мы требовать с них не можем, только все просим:
До сих пор никаких рычагов воздействия на подобную несговорчивость у инвалидов не было. Но, согласно новому законодательству, нежелание мирно решать проблемы барьеров для людей на колясках может вылиться виновному в приличную сумму.
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях