Общество
2490
Смертельная история нищей медицины
Более двух лет понадобилось семье Холхоевых, чтобы довести дело до судфебных слушаний. В ноябре 2000 года в Республиканском гинекологическом центре (РГЦ) умерла Линина Холхоева. Операция по поводу внематочной беременности по вине врачей закончилась летальным исходом. У овдовевшего Чингиса Холхоева остались на руках двое детей: сын и дочь
Верховный суд этим летом определил сумму компенсации за моральный вред, нанесенный семье погибшей, - 120 тысяч рублей. Плюс с муниципального учреждения , так теперь называется РГЦ, взыскано в пользу сирот по двадцать тысяч за смерть кормильца и ежемесячное пособие до достижения детьми совершеннолетия. Но чтобы было принято это справедливое решение, семье погибшей пришлось пройти через настоящую пытку чиновничьим равнодушием и произволом.
Преступление без наказания
Поначалу в прокуратуре отказались возбуждать уголовное дело за отсутствием состава преступления. Расследование тянулось целый год, несколько раз его прекращали. Чингис Холхоев, супруг погибшей, признается: .
Ошибка ценою в жизнь
Память о былом семейном счастье хранят фотографии. Красивая улыбающаяся женщина смотрит на гостей со стены. Линина - третья собеседница, которая молчаливо принимает участие в нашем разговоре. Как вспоминает ее овдовевший муж, все произошло неожиданно и быстро. В сентябре жена стала жаловаться на недомогание, а через месяц он ее уже похоронил.
Потом в ходе расследования станет ясно, что череда врачебных ошибок преследовала Линину Холхоеву с самого начала. Почувствовав недомогание, больная обращалась в поликлинику ТМО-4 по месту жительства на авиазаводе. Врач-гинеколог неправильно поставил предварительный диагноз и предписал ей лечение на дому. Вспоминая пережитое, Чингис с трудом подбирает нужные слова:
- Вечером 25 октября 2000 г. у Линины резко упало давление. Мы вызвали . Врачи срочно госпитализировали жену с подозрением на внематочную беременность. Утром жены в списке больных я не обнаружил. Медсестры от меня шарахались. Смутно помню, как врач мне объяснял, что после операции у Лины оторвался легочный тромб, и она задохнулась. Меня обманули.
Смерть от передозировки
В судебном приговоре указано, что Линина Холхоева умерла от прогрессирующего отека легких, головного мозга и других внутренних органов. Это произошло из-за переизбытка в организме лекарственных средств. Врачи ввели больной лошадиную дозу жидкости и заменителей крови - более шести литров! Тройная нагрузка для хрупкой по комплекции женщины оказалась смертельной.
Николай Бурлак, защитник потерпевшего, говорит:
- Ее попросту утопили в лекарствах! Массу тела больной и отсутствие обильной кровопотери никто во внимание не принял! Пациентка умерла ночью. На вскрытии ее легкие были заполнены жидкостью.
Дети боятся белых халатов
Сколько человек умирает на больничных койках по халатности врачей? В Минздраве Бурятии нас убедили в том, что единицы. Но официальная статистика - это одно, и совсем другое - реальная жизнь. Как правило, подобные случаи остаются неизвестными для широкой публики.
Для Чингиса Холхоева смерть родного человека в стенах больницы стала третьей. Первой жертвой была малолетняя племянница, второй стала мать. Все трое умерли в больничных покоях под врачебным присмотром. Самое страшное, что теперь дети Бато и Дарима боятся болеть и оказаться в руках врачей. Даже белый халат на продавцах в магазине вызывает у них чувство страха. Несмотря на теплую погоду, они стараются одеться потеплее, потому что боятся простудиться. Психологи связывают это со смертью матери. И неизвестно, когда этот патологический страх перед людьми в белых халатах у подростков пройдет.
В ходе рассмотрения в суде уголовного дела по факту убийства иск о возмещении морального и материального ущерба был выделен в отдельное гражданское производство. В печати проходила информация, что улан-удэнским врачам предъявлен беспрецедентный в истории Бурятии иск в один миллион двести тысяч рублей. Отстаивать исковые требования взялся известный в республике правозащитник Николай Бурлак, стараниями которого удалось выиграть процесс.
На наш вопрос, почему именно в такую сумму была оценена компенсация, Бурлак ответил:
- Мы подали иск к трем лечебным учреждениям Бурятии, по вине которых погибла Линина Холхоева. В российской судебной практике нет обобщенного опыта по такого рода делам, поэтому никто не может сказать, во сколько нужно оценивать иск. на первый взгляд цена жизни матери двоих детей должна была стать гарантией того, что подобные впредь не повторятся.
Напуганные баснословной суммой иска представители ответчика призвали суд к разумности и справедливости. И попросили учесть тяжелое материальное положение здравоохранения республики в целом и больницы в частности. А Чингису Холхоеву главврач больницы бросил в лицо: .
Решением Советского районного суда первоначальный размер компенсации был определен в 80 тысяч рублей. Верховный суд эту сумму увеличил наполовину. Доводы медиков о хроническом недофинансировании больницы из бюджета судом были отклонены. Закон не предусматривает возможность уменьшения возмещения вреда, исходя из имущественного положения ответчика.
Компенсация по соглашению сторон будет выплачена семье Холхоевых частями до 1 октября текущего года.
Это может случиться с каждым
Единственным виновным в смерти Линины Холхоевой признан молодой врач Тумэн Соднопов. Оказавшись в сложной ситуации, начинающий специалист не созвал коллоквиум. Убийство по неосторожности потянуло для него на два года условных.
Больница на проспекте Победы в официальных отчетах числится среди лучших. Но внутри этого респектабельного на вид заведения не все так благополучно.
Не последнюю роль в смерти Холхоевой сыграла нездоровая атмосфера внутри коллектива. В тот вечер, когда она поступила в больницу, дежурили два врача. Помимо Тумэна Соднопова, старшей по смене была Вера Дугарова, опытный врач с солидным стажем. В ходе слушаний выяснилось, что коллеги были в неприязненных отношениях, что, вероятно, повлияло на печальный исход.
Также стало известно, что врачи гинекологического центра чрезвычайно загружены работой. Закончив одну операцию, они тут же готовятся к следующей. В таком положении находятся практически все бюджетные больницы и поликлиники. Это значит, что от повторения произошедшей трагедии не застрахован никто. На сегодня здравоохранение оказалось заложником экономических неурядиц.
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях