Общество
1923

Сладкие символы Рош Ашонэ

На прошлой неделе бурятские евреи отметили национальный праздник - Новый год



Президент Израиля Моше Кацав, духовный раввин России Штейнзальц и главный раввин России Бер Лазар поздравили в этом году улан-удэнскую еврейскую общину с Рош Ашонэ. Интернет просто ломился от многочисленных новогодних посланий друзей и бывших соотечественников со всего света. О существовании улан-удэнской еврейской общины теперь знают и помогают ей встать на ноги: отправляют деньги, книги и журналы, возрождают еврейскую религию и обычаи.

, - считает Елена Уваровская, директор республиканского еврейского общинного центра. Праздновать Рош Ашонэ бурятские евреи начали не так давно, с 1994-1995 годов. Многое было забыто, утеряно и сейчас стариков учит молодежь, которая после обучения на разных семинарах в Москве и Израиле в этом вопросе гораздо лучше.

В этом году на празднование Рош Ашонэ собралось около 160 человек. , - вспоминает Елена Уваровская. Одни уехали в Израиль, другие заняты делами, а многие пенсионеры редко бывают даже на улице, не говоря о многолюдных праздниках - возраст уже не тот.

Еврейский Новый год отличается от обычного, христианского или светского праздника. Дата двигается по лунному календарю: праздник может выпасть и на октябрь, и на конец сентября. В этот раз Новый год пришел рано - седьмого и восьмого сентября.

Рош Ашонэ отмечается два дня. Первый - это день создания Адама, завершения созидания мира. Второй давался для того, чтобы донести эту весть до провинций.

В дни праздника, по поверью, каждому, независимо от расы и веры, записывается судьба на следующий год: заболеет человек или будет здоров, умрет или будет счастливо жить, разбогатеет или останется у . Поэтому в день Рош Ашонэ обязательно молятся, трубят в бараний рог - шофар, призывая человека проснуться, встрепенуться и подумать о том, что он сделал, чтобы жить дальше в здравии и достатке. После праздничных дней наступают дни Трепета - судные дни. Люди молятся, стараясь выправить свое будущее, каются и мирятся друг с другом. А в канун поста, который называется Йом кипур, Бог ставит печать в книге жизни. После этого судьба человека определена. Никто и ничто не в силах изменить приговор.

Как встречают сам праздник?

Перед Рош Ашонэ в доме наводится генеральная уборка: все старое, ненужное вычищается, выбрасывается. Древний обряд ташлих (очищение) стал уже обычаем. Надо пойти к какому-нибудь водоему, будь то озеро, ручей или, на современный лад, кран с водой, и тщательно вытряхнуть все содержимое из карманов. Считается, что все горечи, болезни и заботы - словом, все плохое унесет вода, и с чистой страницы человек начнет новый год.

, - смеется Елена Матвеевна.

Встречают праздник обязательно в нарядной, светлой одежде.

Трапеза предполагает наличие определенного набора продуктов. Хала - белая плетеная булка - макается в мед, чтобы год был сладким. Обязательно на столе должны быть яблоки. Их тоже макают в мед. Рыбья или баранья голова, от которой должны попробовать все члены семьи и приглашенные, помогает быть во главе, а не в событий.

Морковка нарезается кружочками, которые или пассируют в масле или отваривают в меду до прозрачности. , - поясняет Елена Матвеевна.

Обязательно на столе должен присутствовать гранат. Издавна считается, что там ровно 613 зернышек - именно столько заповедей дал Бог евреям. Также плоды граната символизируют сплоченность: каждая зеренка в отдельном гнездышке, но тесно - .

Финики - тоже непременный атрибут еврейского новогоднего застолья. .

Если раньше традиции и соблюдались, то дома, , вспоминает Елена Матвеевна. Ее верующая бабушка боялась зажигать дома в субботу свечи: младшая дочка могла проболтаться в школе. Естественно, это грозило неприятностями.

Раньше в каждой синагоге знали время, когда следует зажигать свечи. Сейчас же в Россию стали присылать специальные календари.

. Старики после их рассказов вспоминают, что когда-то уже видели те или иные обряды, а в Пейсах (праздник освобождения евреев из египетского рабства) собирались семьями и катали мацу - пресные лепешки.

. По словам Елены Матвеевны, имеющей двух взрослых детей, ее поколению, рожденному и воспитанному в Советском Союзе, сейчас приходится сложно: сказывается коммунистический менталитет. Люди охотно идут в еврейский центр - общественную организацию и практически не посещают религиозную общину. .

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях