Общество
2984

Лучник из рода Оню

Cнимался в кино и тренировал сборную Индии. Он - первый бурятский чемпион по стрельбе из лука



Скромный парнишка - студент спортфака БГПИ Даши-Нима Эрдынеев начал стрелять случайно. Старики говорили, что пять поколений назад был у них в роду знатный лучник и что в Даши-Ниме должна "заговорить его кровь". И оказались правы: стрельбе из лука он посвятил жизнь. Бился за чемпионские титулы сам и учил этому других, передавая детям и внукам любовь к луку. "Кто около меня был - сами собой становились мастерами..." Он снимался в кино и тренировал спортсменов из других стран. Сегодня Эрдынеев единственный в городе мастер, умеющий реставрировать старинные бурят-монгольские луки.

В хрустальной вазе на стареньком телевизоре у Даши-Нимы Раднаевича стоят не засушенные цветы, а пучок стрел. С красным и серым оперением, деревянные, металлические, с острыми и тупыми наконечниками.

- Вот это - поющая, - с гордостью говорит Эрдынеев. - Когда летит, поет... Сюда, - он показывает на отверстия в головке наконечника, - попадает воздух. И когда я сражаюсь, над вашими головами две-три стрелы пускаю: "уууууук!". И уже жутко. Чингисхан на войне так делал.

О Чингисхане и Тамерлане он говорит так, как будто был знаком с ними лично. Так же, как и о прадедушке Оню, двести с лишним лет назад победившим всех мэргэнов на состязаниях в честь рождения сына хоринского тайши. Его кровь "передалась" Даши-Ниме. В 1960-м году он поехал в Таллинн на первый в своей жизни всесоюзный чемпионат.

- Даже разряда у меня тогда не было, - смеется Даши-Нима Раднаевич. - Мы, четверо бурят, заняли четыре первых места снизу!

Учился Эрдынеев сам. Расспрашивал стариков, читал книги, на соревнованиях присматривался к мастерам... Через шесть лет он стал первым в Бурятии мастером спорта по стрельбе из лука. Еще через год вошел в сборную РСФСР. До начала семидесятых успел стать 16-кратным чемпионом Российской Федерации.

Лук для Даши-Нимы больше чем спорт - это часть его души. Если он не стрелял сам, то учил этому окружающих. Уйдя из сборной, спортсмен стал тренером в родном Баргузине. Его школу прошли и сын Константин (ныне тренер трехкратного чемпиона Европы Бальжинимы Цыремпилова. - Авт.), и дочь Лариса, и даже жена Галина - учительница английского языка, стала первой в Бурятии женщиной мастером спорта по стрельбе из лука. 38 мастеров спорта СССР воспитал Даши-Нима Раднаевич.

В 1982 году Эрдынеева пригласили работать в Индию. Некий махараджа, посетивший в конце семидесятых спартакиаду народов СССР, попросил у советского правительства командировать Даши-Ниму Раднаевича в качестве тренера индийской сборной. Через несколько месяцев на девятых Азиатских играх в Бангкоке индусы поднялись с 24-го на 5-е место. В благодарность парламент страны наградил советского тренера грамотой. А в родной Бурятии его чуть не привлекли к ответственности за... шпионаж в пользу Китая, где индийская сборная была на соревнованиях.

В восьмидесятые ему пришлось попробовать себя в новом качестве: для кинофильмов "Возвращение" и "Гроза над Русью" потребовался человек с азиатской внешностью, умеющий стрелять из лука. Когда режиссеры обратились в комитет спорта с просьбой найти подходящего "монгола", чиновники думали недолго: на киносъемку сначала в Бухару и Самарканд, а потом в Новгород с группой спортсменов из Иволги и Эрхирика поехал Эрдынеев. Луки везли с собой свои, старинные, которые он тогда уже начал собирать по деревням и реставрировать. На съемках бурятский лучник был и главным консультантом по стрельбе, и актером. "Монгольский воин на коне скачет и стреляет в русского воина" - примерно так описывалась его роль в сценарии, вспоминает Даши-Нима Раднаевич. В тот раз не обошлось без происшествий: техник, отвечавший за боевое снаряжение, неправильно сделал оперение стрел, из-за чего они стали неуправляемыми.

- Я в грудь стреляю, а она мимо ушей пролетает. Дважды! Я ему вдогонку в спину стреляю - и чуть-чуть в голову не попадаю. Острой такой стрелой! Я потом Бога молил: чуть ведь не убил человека...

В другой раз "киноартиста" Эрдынеева подвели чемпионские привычки: выстрелив во "врага", он, словно спортсмен на тренировке, изящно отводил локоть назад. Не один дубль пришлось сделать, пока режиссер добился от Даши-Нимы Раднаевича резких жестов и свирепых гримас полудикого кочевника.

Сегодня об этих днях Даши-Ниме Раднаевичу напоминают снимки в пухлом фотоальбоме, который он с удовольствием показывает друзьям, да луки, спрятанные по углам по всей квартире. Старинные бурят-монгольские луки сегодня стали редкостью, и только глубокие старики помнят все секреты их изготовления. Даши-Ниме Раднаевичу пришлось постигать эти тайны самостоятельно: уже тридцать лет он занимается их реставрацией.

- Главное - изюбриные спинные жилы, - рассказывает он, теребя в пальцах краешек оставшейся от сломанного лука основы. - Они клеятся на прямое дерево. Дерево тоже не всякое годится: я мог бы из березы сделать, из лиственницы... Сосна слишком хрупкая. Все это клеится осетровым клеем. И не намертво, а так, чтобы клей немножко "ходил", иначе лук не будет гибким, сломается.

Клей из осетровых желудков Эрдынеев варит сам, собирает бересту, чтобы оклеить лук с наружной стороны для защиты от сырости. Правда, лучшие бурят-монгольские луки обтягивают змеиной кожей, но убивать для этого змей буддист Даши-Нима Раднаевич не хочет. А вот роговых пластин для укрепления "плеч" оружия изнутри сегодня не найти - не водятся в современной Бурятии быки и горные козлы с рогами длиной в добрые полметра. Приходится реставрировать старинные. Эрдынеев вернул к жизни девять луков, а один сделал самостоятельно.

Старинное оружие стоит больших денег. В 1979 году Даши-Нима Раднаевич нашел сломанный лук в партийной библиотеке в Курумкане, наладил и продал в Мюнхен за 6 тысяч долларов. Другой, своей работы, в прошлом году отдал австрийскому этнографу в обмен на телевизор и видеомагнитофон. Но без крайней нужды Даши-Нима Раднаевич луки не продает.

Стрелять из национальных луков сегодня некому - конкуренции с профессиональными они не выдерживают. Новые бьют и на 200, и на 500 метров. Старинные - в лучшем случае на сто. Но старому лучнику Эрдынееву они дороги вовсе не как спортивные снаряды. Каждый год на Сурхарбан он надевает ярко-синий шелковый халат и богатую соболью шапку, повязывает алый хадак, прикрепляет к поясу серебряный нож. Берет в руки любимый черный лук и с привычной легкостью натягивает тетиву. Он - первый мэргэн современной Бурятии.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях