Общество
1723

Бурятия живет не по средствам

Правительство допустило дефицит бюджета, а Хурал тем временем увеличивает расходы



Много времени депутаты уделили вопросам своего внутреннего порядка. Остальные, не менее важные пункты повестки, такие, например, как исполнение бюджета, обсуждались оперативнее, и к исходу третьего дня сессии работа была закончена. Несмотря на то что финансовое состояние республики оставляет желать лучшего, депутаты как-то мимоходом рассмотрели проблему бюджетного дефицита.

Сколько депутатов должны получать зарплату?

Самые жаркие дебаты разгорелись вокруг проекта Закона , внесенного группой из семи депутатов во главе с Иваном Калашниковым. Этот проект предполагает увеличение количества депутатов, работающих в Хурале на постоянной оплачиваемой основе. Как следует из справки парламентской бухгалтерии, деятельность одного такого депутата обходится бюджету в 43 тысячи рублей в месяц, из которых чуть больше 26 тысяч рублей идет на оплату труда, а остальная сумма покрывает расходы на командировки, услуги связи, канцелярские и хозяйственные нужды. Годовое содержание 16 народных избранников, работающих на постоянной основе, обходилось налогоплательщикам в 8 миллионов 350 тысяч рублей. Прибавление к уже существующим еще пяти оплачиваемых мест будет стоить 4 миллионов 741,5 тысячи рублей в год дополнительно.

Некоторых не устроила формулировка проекта, предусматривающая ограничение количества таких депутатов в размере не больше 1/3 от численности Хурала.

Предприниматель Матвей Баданов намекнул, что само наличие таких ставит депутатов в зависимое положение. Он предложил вообще не ограничивать количество парламентариев, желающих работать на постоянной основе, ибо искусственно создаваемый дефицит создает почву для интриг и инсинуаций. Баданов уверен, что не все депутаты захотят работать на освобожденной основе, зато независимость будет целее.

Алексей Краснопеев предложил уйти от численного ограничения оплачиваемых мест, а вместо этого оставить ограничение по должностям. Компромисс заключался в том, что даже при самом полном раскладе количество таких депутатов не превысило бы 24 человек, что в принципе почти соответствует квоте.

Федор Чебунин оказался сторонником экономичного варианта, при котором все оставалось бы по-старому - 16 депутатов, работающих на постоянной основе (1/4 от общей численности Хурала), и отказ от поста второго заместителя председателя НХ. Сэкономленные таким образом деньги, по предложению депутата, лучше было бы направить на оплату своих помощников.

Но депутаты не вняли энергичным речам своих коллег и приняли первый вариант поправки к Закону , ограничивающий количество оплачиваемых мест 1/3 от состава парламента. Это изменение сулит пятимиллионную нагрузку на бюджет республики уже в следующем году.

Парламентарии позаботились

о своих помощниках

Парламентарии решили поднять зарплату и своим помощникам. Споры возникли лишь из-за их размера. Группа во главе с Иваном Калашниковым предложила увеличить фонд оплаты труда в 15 раз от минимального размера оплаты труда (МРОТ, составляющий сегодня 450 руб.), а спикер Лубсанов отстаивал восьмикратное увеличение. До этого труд помощников депутатов оценивался в 3 МРОТа. Президент Бурятии тоже посчитал нужным умерить аппетиты народных избранников и выдал заключение на этот проект, рекомендующее оставить расходы на восьмикратном уровне. Единственным аргументом в этой дискуссии были цифры, грозящие утяжелить бюджет следующего года на 8 миллионов 579 тысяч 800 рублей. Но депутаты решили, что их помощники достойны зарплаты, которая составит в среднем 3375 рублей.

Таким образом, с 2003 года каждый парламентарий имеет право на трех оплачиваемых из бюджета помощников, общий фонд оплаты которых составит чуть больше 10 тысяч рублей в месяц. Кому и сколько платить, депутаты будут решать индивидуально.

На сессии были также приняты постановление об обязательном государственном страховании жизни и здоровья депутатов Народного Хурала и решение о почти трехкратном увеличении численности сотрудников Счетной палаты республики - расходы на содержание 34 человек теперь обойдутся бюджету в 9 миллионов 368 тысяч рублей в год.

Подобные шаги депутатов, мандатам которых еще без году неделя, в другое время вызвали бы лишь смех, высказал мнение Александр Лубсанов, но чем меньше жителей в регионе, тем больше там депутатов. Распространив среди своих коллег ксерокопии статей из центральной прессы, высмеивающих Тыву, Якутию и Бурятию, спикер ничего не добился - парламентарии пошли по пути увеличения расходов.

Второй зам: ситуация грозит патом

Несговорчивость некоторых групп депутатов, признаки которой были налицо еще на первой сессии, снова проявилась во время голосования по кандидатуре второго заместителя председателя НХ. На этот пост по-прежнему претендовал Цыденжап Батуев, но на этот раз в гордом одиночестве. Парламентский аксакал Михаил Семенов по каким-то причинам не стал баллотироваться, и выборы получились безальтернативными. Но даже отсутствие конкурентов не позволило Батуеву набрать нужного количества голосов. За него проголосовали 29 депутатов, против - 21. Таким образом, должность, потенциально создаваемая под бывшего спикера Семенова, опять оказалась вакантной. Ее судьба теперь будет зависеть от так называемого , в котором оказались 15 депутатов. Таким образом, деление парламента на два примерно равных по возможностям лагеря создает предпосылки для дальнейших неопределенных ситуаций.

Правительство тоже не умеет экономить

На сессии были обнародованы данные по исполнению республиканского бюджета текущего года. Внешне все довольно благополучно - собственные доходы республики выросли и в первом полугодии 2002 года составили почти 1 миллиард 336 миллионов рублей. Перевыполнение плана по доходам на 4 процента обусловлено в основном увеличением налогооблагаемой базы и изменением нормативов отчислений. Зато по расходам возник бюджетный дефицит в размере 278,8 миллиона рублей. При этом он растет с катастрофической быстротой. По данным бюджетного комитета, если в первом квартале 2002 года дефицит составлял 94,4 миллиона, то уже в первом полугодии он вырос почти на 184 миллиона. Прореха в бюджете образовалась за счет перерасхода средств, предназначенных на ссуды и кредиты. Органы местного самоуправления и различные юридические лица в виде бюджетных кредитов получили в общей сложности почти 800 миллионов рублей. Правительство РБ к тому же выдало государственных гарантий на сумму 498,4 миллиона рублей, из которых 309 миллионов предназначено юридическим лицам. В нарушение закона предоставлялись поручительства предприятиям, не вошедшим в Перечень государственных гарантий. Все это увеличило государственный долг Бурятии на 14,9 процента.

Еще одна проблема в том, что данные правительства и официальные статистические данные об исполнении бюджета расходятся - такой вывод сделало информационно-аналитическое управление НХ РБ. По данным республиканского статуправления, в первом полугодии достигнут профицит консолидированного бюджета РБ в размере 487,8 миллиона рублей, а правительство считает, что образовался дефицит в размере 233, 4 миллиона рублей.

От автора

В математической ошибке тут дело или в разном подходе к финансовому учету и отчетности, факт остается фактом - Бурятии грозят все большие расходы. Если правительство уже перевыполнило план по ним, то Народному Хуралу это только предстоит.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях