Общество
2050

Статус Бурятии в разрезе трубы?

В мае правительство РФ должно определиться с маршрутом нефтепровода, но споры вокруг его значения для России не утихают



Александр Дугин:

- Каковы геополитические преимущества и недостатки нефтепроводов Ангарск - Дацин и Ангарск - Находка?

- Чтобы точно ответить на этот вопрос, надо сказать два слова о геополитике. Россия есть Евразия, и ее будущее зависит от полноценного развития этой геополитической составляющей. В экономике и сфере энергоресурсов это означает соблюдение баланса связей между Европой и Азией. Самыми приоритетными направлениями являются укрепление экономических связей с Европой (особенно с Германией) и со странами АТР, в первую очередь с Японией. А раз так, то вопрос о нефтепроводах Ангарск - Дацин и Ангарск - Находка имеет принципиальное геополитическое значение в зоне азиатской составляющей евразийской геополитики. Развитие поставок нефти в этот азиатский регион - это перспективнейшая тема для российской стратегии и экономики. Пока в этом участвуют только ЮКОС и отчасти , что делает честь геополитической прозорливости менеджмента этих компаний.

В геополитике есть закон (взаимодополняемости). Между Россией и Японией (другими странами-АТР) такая комплиментарность есть, с Китаем нет. Это означает, что в долгосрочной перспективе России и Японии чрезвычайно выгодно сближение в экономическом и стратегическом аспектах, а с Китаем, несмотря на сиюминутную выгоду тесных контактов, долгосрочной комплиментарности нет. Следовательно, маршруты имеют различное геополитическое значение. Приоритетным для России является маршрут нефтепровода Ангарск - Находка с вероятным ответвлением на Дацин. Решение правительства должно быть принято в мае 2003 г.

Но если найти общие точки с ЮКОСом и , на основе национальных геополитических интересов и яснее описать маршрут сухопутного ответвления на Дацин, этот проект можно будет назвать азиатским прорывом России. Ангарск - Дацин -более локальный проект и менее перспективный, не по объемам нефти, но по другим - геополитическим - соображениям. Китай в определенном смысле очень специфический партнер для России, так как его нынешняя финансовая мощь в огромной мере зависит от его интегрированности в американскую экономику (а следовательно, Пекин все более зависит экономически от США). Демографические проблемы Китая угрожают незаселенным пространствам Сибири, и на сегодня проект НК , ОАО и Китайской национальной нефтегазовой корпорации предусматривает продажу нефти на границе по контрактным, а не рыночным ценам, которые Китай сможет диктовать за счет развития партнерства с Казахстаном. Иными словами, за нефтепровод Ангарск - Находка я обеими руками, за Ангарск - Дацин - с некоторой долей осторожности.

Есть аргументы, что нефтепровод в Китай даст России возможность в определенной степени влиять на китайскую политику. В таком случае проект следовало бы увязывать с проведением Китаем ясной демографической политики - никакой этнической экспансии китайцев к северу, будьте любезны на юг или куда пожелаете. В этом смысле России очень важно укрепление тюркско-монгольского щита, великой стены, которая могла бы сдержать китайскую демографическую экспансию. Грамотный геополитический проект Ангарск - Дацин должен включать в себя выделение средств для укрепления Халхи-Монголии, Бурятии, Алтая как евразийского щита.

- Существует ли угроза дестабилизации политической и национальной обстановки в нашем регионе после окончания строительства нефтепровода и предполагаемого газопровода в Китай?

- Есть две версии сближения между геополитическими державами. Например, с Японией Россия может интегрироваться по всем параметрам, и это будет безопасно и взаимовыгодно. То есть Находка никогда не получит проблем от японцев, только плюсы. С Китаем другое дело: если партнерство с российской стороны будет учитывать только экономическую составляющую, то под видом сближения и развития связей мы можем получить в регионе прямую этническую и политическую экспансию, а, учитывая несопоставимость демографии, это может быстро перерасти в катастрофу. Наши энергетические монополии, еще раз повторюсь, должны усвоить законы геополитики и действовать в соответствии с национальными интересами. Это должно стать чем-то общеобязательным. Тогда у нас будет шанс не только избежать рисков, но и извлечь серьезную выгоду для региона, развив и укрепив его экономически и политически.

- Насколько выгодно России поддерживать Китай и каково место восточно-сибирских субъектов федерации в этом процессе?

- России выгодно иметь влияние на Китай. Место восточносибирских субъектов РФ в этом процессе различно. Я думаю, что Москва должна осознать то важнейшее функциональное значение, которое многие тысячелетия тюркско-монгольские народы Восточной Сибири выполняли в общем геополитическом балансе Евразии. Это был важнейший элемент всей интеграции, именно за счет этно-культурного отличия от китайской цивилизации и близости к кочевым типам евразийских степей вплоть до Кавказа. Москва должна быть кровно заинтересована в возрождении всего этого региона, в его экономическом, духовном, культурном подъеме, в укреплении связей с другими частями России-Евразии.

Василий Кузнецов:

- В чем заключаются главные плюсы для нашей экономики от транзита нефти по трубопроводу через Бурятию?

- Для нас ключевой задачей является повышение уровня жизни земляков. Строительство нефтяной трубы, вслед за которой будет построена и газовая, дает такую возможность. И самый большой эффект можно ожидать от газификации Бурятии.

Инвестиции и быстрый экономический подъем позволят Бурятии наконец-то повысить уровень своей конкурентоспособности, уровень жизни населения и достойно выйти как на российский рынок, так и на мировой.

- В достаточной ли степени правительство РФ и компании, лоббирующие проект строительства нефте- и газопровода, учитывают особенности ситуации в Бурятии? Ее социально-экономическое положение, национальный фактор, религиозные мотивы?

- Проектом очень внимательно учитывались как экономические, так и национальные, религиозные, экологические особенности территории. Я не вижу каких-то оснований, допускающих возможность негативных последствий для района из-за того, что по нему пройдет трасса трубопровода, ведь это узкая полоса до 20 м шириной, которая не выводится из земельного оборота, на которой, с соблюдением отдельных правил, разрешается пахать и сеять, собирать грибы и ягоды. Трасса нефтепровода может огибать особоохраняемые территории и священные, сакральные места.

Бережное отношение к природе присуще не только буддистам, и Бурятия - не первая, и не последняя территория, по которой прокладываются трубопроводы. Я не вижу больших различий и в менталитете. В мировой практике еще не было случаев, чтобы кто-то пытался покушаться на трубопровод. Вот случаи воровства нефти в России были, но Бурятия - это не Чечня. Существуют специальные службы охраны трубопроводов, вплоть до вертолетных облетов.

С принятием в скором времени Закона органы местной власти будут формировать собственный бюджет, и те поселки, по чьей территории пройдет трубопровод, будут получать дополнительные, и очень значительные, налоговые поступления. Уровень жизни людей, проживающих в районе прохождения трассы нефтепровода, будет намного выше, чем в соседних местах. Поэтому, я думаю, ближайшее время территории будут бороться за то, чтобы трасса прошла через их владения.

- Как изменится интерес к Бурятии со стороны Москвы и иностранных государств в связи с транзитом нефти по ее территории?

- После окончания строительства соседние страны будут заинтересованы, чтобы наш регион не потрясали войны и кризисы. В этом случае Москва будет внимательнее подходить к выборам президента республики и ее депутатов, к их уровню подготовленности как в политическом, так и в экономическом плане. Бурятия как транзитная территория для нефти и газа позволяет завоевать для России новые рынки газа и нефти в странах АТР, вовлечь в разработку и эксплуатацию огромные запасы углеводородного сырья Восточной Сибири и Якутии. Эти запасы хоть уже и разведаны за последние 50 лет, но не извлекаются. Ранее по причине отсутствия рынков сбыта, сейчас - из-за отсутствия транспортных магистралей.

- Каким образом будут отражаться на Бурятии события в мире и АТР и существуют ли какие-то риски, способные дестабилизировать ситуацию в нашем регионе?

- Контроль Америки над поставками нефти из стран Персидского залива в обозримом будущем заставит многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Китая искать альтернативные источники поставки энергоносителей. Такие ресурсы имеет Россия в Восточной Сибири, следовательно, потребуются трубопроводы. Внимание к нашей республике и ближайшим нашим соседям, Иркутской и Читинской областям, в этой связи станет особенно явным и будет расти со всеми вытекающими последствиями. Но я не вижу каких-то угроз нестабильности в нашем регионе из-за транзита энергоносителей. Наоборот, трубопроводы свяжут и поставят страны АТР в зависимость от поставок нефти и газа из России.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях