Общество
2576

Налог на утюг и холодильник

В общежитиях БГУ со студентов берут плату за использование электроприборов

Студенты, живущие в общежитиях БГУ, поставлены перед жестким выбором - либо вообще не пользоваться электроприборами, либо ежемесячно платить за их эксплуатацию. В планово-финансовом управлении университета считают, что это - разумная компенсация за соответствующую закону слишком низкую плату за общежитие - 5 процентов от стипендии. Двенадцать рублей в месяц с человека покрывают разве что десятую долю реальных расходов администрации.

- Если дети желают держать плитку и холодильник, если им мало мест общего пользования, пусть платят, - говорит Людмила Халтуева, начальник планово-финансового управления БГУ. - Да и не такая уж там высокая цена, чтоб шум поднимать. Ну, холодильник - 80 рублей, так он сутками работает. А так - плитка - 20 рублей, чайник - рублей 10...

Однако реальные расходы студентов гораздо выше. В законности взимания дополнительной платы за использование бытовой техники сомневается и Игорь Баертуев, председатель Улан-Удэнского союза потребителей.

О том, что за использование в комнате собственных бытовых приборов теперь придется платить, студентам БГУ сообщили прошлой осенью - об этом на каждом факультете вывесили распоряжение за подписью ректора. Тогда же по всем комнатам прошлись заместители деканов, выяснив, какая там есть техника. Плату за каждый прибор суммируют и делят на количество живущих в комнате, вне зависимости от того, кому что принадлежит. Деньги берут по прейскуранту: холодильник - 81 рубль, обогреватель - 81 рубль, телевизор - 81 рубль, магнитофон - 81 рубль, кипятильник - 81 рубль, утюг - 81 рубль, плитка и чайник - по 27 рублей в месяц.

- Даже за плойку берут 81 рубль! - машинально поправляет челку Наташа, студентка V курса. - Можно подумать, мы тут целыми днями стоим и накручиваемся!

Холодильники и утюги есть далеко не в каждой комнате, однако без обогревателя студентам обойтись очень сложно.

- У нас на батареях всего три этих штучки, - Лена приподнимает занавеску, показывая звенья радиатора, - в комнатах стоит холод. Как мы можем не пользоваться обогревателем? И то мы редко его включаем, у нас еще комната относительно теплая по сравнению с другими.

Эржена, ее соседка по комнате, добавляет:

- Меня больше всего раздражает, что они вообще не знают, какие кто использует приборы. Например, магнитофона давно нет, обогревателем мы не пользуемся, чайник у нас сломался... А деньги требуют.

Студентов-экономистов смутила и величина установленных расценок.

- Моя одногруппница ходила в , - рассказывает Лена. - Мы узнавали, сколько приборы в среднем потребляют энергии, и умножали на тариф. Получилось, что магнитофон, например, потребляет в месяц в среднем на 10 рублей 80 копеек, а они требуют 81 рубль. Мы обращались к Халтуевой в планово-финансовое управление, ну, она так: Потом на нас начала давить наша зам. декана. В итоге нас заткнули, и все.

Несмотря на появление приказа, сразу денег не требовали. Для некоторых студентов и сто рублей - сумма достаточно приличная, поэтому многие пустили дело на самотек и не платили ничего. Но теперь, в конце учебного года, вопрос встал жестко - должников с младших курсов грозят не прописать в общежитии на будущий год. Выпускникам не подписывают обходные листы.

- Я уже несколько месяцев не живу в общежитии, - говорит Ирина, пятикурсница филфака. - А тут ко мне подошла наша староста и говорит, что было собрание и что мне велели передать - если не заплачу, диплома не увижу. Слава богу, что у нас только плитка была в комнате, я за 5 месяцев отдала 108 рублей. Но и их буквально от себя отрывать пришлось...

А у некоторых долги накопились уже в несколько тысяч - усугубляет ситуацию то, что деньги нужно внести не только за 2002-2003 учебный год, но и задним числом, за второй семестр прошлого.

По правилам пожарной безопасности, объяснила Людмила Владимировна Халтуева, студентам вообще нельзя иметь в комнатах свою технику - там слишком слабая проводка. Чтобы хранить продукты и кипятить чай, в общежитиях есть места общего пользования - в среднем на каждые 15 человек приходится один холодильник и одна электропечь. Однако здесь статистика расходится с реальностью.

- У нас на кухне ничего нет, - говорит студентка Наташа. - Плитки они купили большие, с духовкой. Не ставят - розетка не работает, не подведены провода. О холодильнике даже разговора не было.

Там, где общие электроприборы все-таки есть, четырех конфорок на 15 человек не всегда хватает.

- Придешь вечером усталая, голодная, поесть вообще невозможно, - говорит Ирина. - На минуту отлучишься с кухни, смотришь - твою сковородку уже с плиты убрали, стоит чья-нибудь другая. Все орут:

Так что студенты еще должны быть рады, что собственными электроприборами им позволяют пользоваться хотя бы за деньги. Людмила Халтуева не видит в происходящем ничего противозаконного.

- У нас по городу самая маленькая плата за общежитие - всего 12 рублей, - говорит она. - Пусть родители попробуют им снять комнату в центре города за такие деньги! Мы обязаны обеспечить их койко-местом, и все. За электроэнергию отдельно студенты не платят. Почему университет должен платить за их удовольствие?

Решение брать плату за использование электроприборов было принято в прошлом году на Ученом совете и доведено до сведения всех студентов, утверждает Людмила Владимировна. Предварительно рассчитали, что каждая комната тратит электроэнергии в среднем на 63 рубля в месяц, отсюда и вывели тарифы.

- По закону об образовании вуз имеет право на свое усмотрение взимать деньги за предоставленные коммунальные, бытовые и другие услуги. Мы получили письмо об этом из Минобраза РФ еще в 2000 году. Тут, видимо, дело в зам. деканах, - говорит она. - Кто-то начал внедрять это мягко, постепенно, помесячно. А кто-то сейчас требует за все месяцы сразу. Никаких штрафных санкций для должников не предусмотрено, но ведь деканам надо как-то собирать эти деньги... Я думаю, если они что-то и применяют, ничего тут противозаконного нет.

Однако Игорь Баертуев с такой точкой зрения не согласен.

- Мне кажется, Ученый совет должен диссертациями заниматься, а не хозяйственной деятельностью, - говорит он. - Такие платежи Гражданским кодексом не предусмотрены. Эта ситуация полностью подпадает под статью , а там всего два варианта: либо люди платят по счетчику, либо по договору. Если они берут эти деньги на основании Закона , они должны с каждым студентом лично заключить договор, где это будет отражено. Иначе - незаконно.

Устанавливать счетчики в каждой комнате общежития БГУ не по карману. Так что студенты, поставленные перед дилеммой - утром деньги, вечером дипломы, звонят родителям и просят прислать нужную сумму. Пятикурсница Оля и ее сестра вдвоем заплатили за второй семестр более 800 рублей при стипендии в 240.

- Я так думаю, - вздыхает девушка, - что просто у БГУ накопилось много долга и они решили на нас все это скинуть...

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях