Как это было
27 апреля 2002 года Светлана с подругами после работы пошла выпить пива. В баре они встретили знакомых парней и решили продолжить веселье сначала в кафе, потом в баре ресторана . Когда все разошлись, Светлана поймала такси, но доехала только до Элеватора - ее высадили из-за отсутствия денег. Там ее, уснувшую на лавочке, подобрали сотрудники ППС и привезли в Железнодорожный отдел. Светлану завели в комнату для допросов. В этом помещении, невзирая на мольбы и слезы девушки, ее изнасиловал начальник дежурной смены старший оперуполномоченный майор милиции Дамбаев. Чтобы подавить сопротивление жертвы, насильник неоднократно ее пинал и щипал. На суде Светлана сообщила, что запомнила его лицо очень хорошо, благодаря падающему из окна свету. И впоследствии безошибочно опознала.
Сам обвиняемый и на следствии, и на суде свою вину категорически отрицал. По его словам, потерпевшую он видел лишь мельком, когда она сидела в коридоре. Он думает, что Светлана указала именно на него, потому что он был первым, кого она увидела, немного придя в себя. Но объяснить, почему под состриженными ногтями Светланы, приобщенными к делу в качестве вещественных доказательств, были обнаружены шерстяные нитки, аналогичные волокнам из его брюк, не смог.
Дежурившие с Дамбаевым в ту ночь коллеги заявили, что потерпевшая вела себя неадекватно, возмущалась и неоднократно сама падала, вследствие чего, вероятно, и образовались синяки на ее теле. Возможность совершения изнасилования они также отрицали.
Не бояться и дойти до конца
Сначала Светлана долго колебалась - стоит ли ей обращаться с заявлением, сообщила Тамара Бессонова, адвокат потерпевшей. Ее отговаривали, мол, это же милиция, это бесполезно, все равно ничего не добьешься. Но она все же решилась и смогла пройти через долгие, мучительные месяцы следствия, женский стыд и нервные срывы.
- Надо сказать, моя доверительница не умаляет своей вины, что была в нетрезвом состоянии доставлена в отдел, - говорит Тамара Васильевна. - Она никогда этого негативного момента не снимала: да, я была в нетрезвом состоянии, но это же не говорит о том, что должны избить, изнасиловать? Меня просто поразил этот случай. Ну, доходили слухи, что не все нормально в отделах у нас, что избивают, проходили у нас такие дела. Но когда мы заключили соглашение с моей доверительницей, что ее изнасиловали... Ну, знаете, для меня это было шоком.
Приговор
Следствие по этому делу длилось почти год. Оно даже прекращалось по инициативе прокуратуры Железнодорожного района. Его возобновления, по словам Тамары Бессоновой, удалось добиться с трудом. Да и вообще, как рассказывает Тамара Васильевна, сама в прошлом работник прокуратуры с более чем 30-летним стажем, им пришлось наткнуться на стену непонимания и неприятия как со стороны милиции, так и со стороны прокуратуры.
В результате суд вину обвиняемого счел полностью доказанной, сделав вывод, что . Определенную роль сыграли и показания еще одной свидетельницы, находившейся в ту ночь в отделе. Она рассказала, что, сидя в камере, слышала женские крики, . Вскоре после этого обвиняемый и к ней приставал с сексуальными домогательствами.
К показаниям свидетелей-милиционеров суд отнесся критически, сочтя, что они дали показания в пользу подсудимого из ложного чувства сохранения .
Суд приговорил Дамбаева к 4 годам лишения свободы, но условно. От наказания по всей строгости закона его спасло наличие двух несовершеннолетних детей, положительная характеристика и отсутствие судимости.
В семье не без урода
Случай этот, беспрецедентный в своем роде, до сих пор не получил широкой огласки. Сотрудники органов внутренних дел по вполне понятной причине не горят желанием его афишировать, хотя сам факт с неохотой, но признают.
- Общался по этому поводу с коллегами. Конечно, негативное отношение, - говорит Сергей Лебедев, начальник управления уголовного розыска МВД РБ, в прошлом начальник ОВД Железнодорожного района. - Во-первых, это дикий случай для нас. Ну дикость, дикость. Такое совершить... Мне трудно что-то сказать по этому поводу.
Алексей Рожков, в момент совершения преступления исполнявший обязанности начальника Железнодорожного ОВД, это ЧП прокомментировал так:
- Я бы на него никогда не подумал. Ну, нарекания по службе у него были, какие-то замечания, у всех они есть. Есть поговорка: в семье не без урода. Но на него... Трудно было представить и подумать, что такое возможно.
В Совете ветеранов МВД РБ ситуацию комментировать вообще отказались, сославшись на то, что .
Этот случай - лишь один пример противоправного поведения сотрудника органов внутренних дел. Их можно привести множество, вплоть до создания целых преступных сообществ милиционеров.
Морально-этический аспект этой проблемы стал главной темой состоявшейся 22 мая в Москве IV конференции Общественной организации ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск России. Ее участники распространили воззвание к личному составу МВД, в котором напоминают уже, наверное, почти забытый девиз российской милиции .
Вскоре и МВД Бурятии придется отвечать за преступление своего сотрудника. Светлана подала на министерство иск в суд за причинение морального вреда в размере 100 тысяч рублей.
Параллельно адвокат Тамара Бессонова сейчас ведет еще одно дело против сотрудников Железнодорожного отдела милиции: в ту же роковую для Светланы ночь была жестоко избита еще одна девушка, именно та свидетельница, показания которой стали на уже состоявшемся суде решающими
Общество
1565
Преступление, о котором хотели умолчать
Впервые в судебной практике Улан-Удэ осужден милиционер-насильник