Дарима, обычная вчерашняя школьница, круглолицая, невысокая, с выщипанными в ниточку бровками, застенчиво улыбается, рассказывая о том, как в 12 лет впервые села на лошадь. Тогда ей было страшно даже подойти к конюшне. Сегодня она подает пример мальчишкам, лихо гарцуя на спине летящего скакуна. Единственная в республике девушка, занимающаяся джигитовкой, прославила родное село - посмотреть на нее не приезжали разве что негры, смеется тренер Жапов. Но для самой Даримы главное вовсе не слава. Ее кобылка Яна - не просто животное, а настоящий друг. , - говорит девочка, не находя слов для того, чтобы описать свое отношение к Яне. Эрдэм Цыбанович добавляет:
Конно-спортивный кружок появился в Ацагате случайно лет пять назад. И только благодаря Эрдэму Цыбановичу и его старшему брату. Не спортсмены и не профессиональные тренеры, а фермеры-коневоды, хозяева табуна в несколько десятков голов, они с детства не расставались с седлом. Прошли годы, и увлечением Эрдэма Цыбановича заразился его племянник.
- Я ему говорю, хочешь, покажу, как на родео выступают? - смеется коневод. - Это когда садишься верхом и руку одну кверху поднимаешь. И стараешься удержаться. А у него потом автоматически: только сядет на лошадь, у него рука и поднимается.
Вслед за племянником Жапова заболели и все его друзья. Дни и ночи пропадали ацагатские мальчишки в табуне. А однажды к Эрдэму Цыбановичу подошла директор местной школы и предложила коневодам попробовать организовать факультатив по конному спорту для всех ребят. Фермеры подумали... Да и согласились.
В первые же дни записываться в кружок пришли человек сорок - и мальчишки, и девчонки. Среди них была и Дарима Гармаева, которую в ту пору и разглядеть из-за лошади было нелегко. Одно из первых же занятий оказалось для Даримы судьбоносным. Лошадь резко остановилась, так что девочка сама не заметила, как кувыркнулась вперед через ее голову. Животное, отпрянув, ударило Дариму копытом в грудь.
- Смотрю - лежит и не шевелится, - рассказывает Эрдэм Цыбанович. - Я сам от ужаса посинел весь. Ну, думаю, убил девчонку. Вот и кончился мой кружок!.. Кинулся к ней - нет, встает, живая, кости целы. Ну уж, думаю, все, хватит с меня девчонок! И отправил их всех по домам. А эта через две недели опять вернулась.
Долго Жапов боялся подпускать девочку к лошадям. Из кружка не прогонял, но и в седло не садил. Но та была упряма. Снова и снова приходила на занятия, наравне со всеми убирала стойла, училась ремонтировать сбрую, чистила лошадей... Постепенно тренер проникся уважением к упорной девчушке.
Джигитовкой Дарима занялась после девятого класса. Как раз тогда в кружке появился паренек, хорошо развитый физически, и Жаповы решили научить его трюкам на скаку. Дарима стояла в сторонке, глядя на прыжки голодными глазами. Тренер, заметив ее взгляд, кивнул на бегущую по кругу лошадь: Девочка разбежалась и... с легкостью взлетела в седло. Так она и стала единственной пока в Бурятии девушкой-джигитом. Любимый ее трюк - перекидка: на полном скаку нужно спрыгнуть обеими ногами на землю, а потом перемахнуть через седло на другую сторону. Метров сорок Дарима может проскакать стоя, но вот поднимать на лету с земли шапку пока не умеет. Это по плечу немногим.
- Анекдот у нас с этой шапкой был, - рассказывает Эрдэм Цыбанович. - На ипподроме выступали, один парень наш делал этот трюк. Смотрю - после выступления собирается вокруг него целая толпа и давай ему рукав задирать и щупать. Что такое?.. А они говорят:
Сегодня Дарима успешно выступает на всех соревнованиях, получила второй юношеский разряд по конному спорту, на чемпионате, прошедшем недавно в Ацагате, стала вторым призером. В кружке она сейчас самая старшая и пользуется уважением пацанов не только как единственная среди них представительница прекрасного пола, но и как отличная наездница. Занимаются ребята на лошадях Жаповых. Сами следят за ними.
- Лошадь, это ведь тебе не боксерские перчатки, которые повесил на гвоздь и забыл, - говорит тренер. - Она и ухода требует, и внимания.
Скакун у каждого свой, и не дай бог, кто сядет на чужого! От частой смены хозяев у лошадей чрезвычайно портится характер, утверждает коневод. Дарима со своей Янкой, на которой ездит последний год, поладила не сразу: Жапов уверен, что проблема была в редком сходстве характеров. И лошадь, и девочка, по его словам, одинаково упрямы. Но сегодня им удалось стать настоящими друзьями, понимающими друг друга без труда. Одно девушку расстраивает: в родном селе, где лошади не роскошь, а норма жизни, джигитовкой мало кого удивишь.
- Когда выступаешь, они не понимают, - сетует девушка. - Ну, подумаешь, спрыгнули... Так если бы это все могли! А это ведь тяжело. А вот когда мы на ипподром ездили, там уж действительно публика понимает. Стоя хлопали!..
Больше всех успехам своих воспитанников радуется Эрдэм Цыбанович, которого односельчане давно подразнивают многодетным папашей. На самом деле у него одна дочка - пятилетняя Бичигма с черными глазами и задорными косичками. Но всех своих кружковцев он любит, как родных детей. Дариму в этом году сам возил в Улан-Удэ: она поступала в сельскохозяйственную академию. Встреченные в городе знакомые поздравили Жапова с тем, что дочь стала студенткой, даже не подозревая, что он не отец девушке.
Ближайшей осенью Дарима уедет в город учиться на технолога на зоофаке БГСХА, и ежедневным скачкам придет конец. Но бросать конный спорт девушка не собирается: по возможности будет и тренироваться, и выступать.
:У Эрдэма Жапова есть мечта. Любимым ученикам коневоды часто дарят жеребят, чтобы мальчик и конь росли вместе. Но Дариме он хотел бы подарить взрослого, хорошо обученного скакуна - верного друга и помощника для настоящей джигитки
Общество
2227
Родео по-ацагатски
Семнадцатилетняя Дарима Гармаева из Заиграевского района - единственная в Бурятии девушка-джигит