Общество
4392

Дамба Аюшеев: <Я не перерожденец хамбо-ламы Итигэлова>



Глава Буддийской традиционной Сангхи России высказал свою точку зрения на многие аспекты религиозной и светской жизни

Застать пандидо хамбо-ламу в его резиденции в Иволгинском дацане было большой удачей - как и положено буддийскому монаху, он собирался уйти в , затворничество для медитации и молитв, во время которого он ни с кем не общается и никого не принимает. Но, несмотря на занятость, он согласился ответить на вопросы корреспондента

- Досточтимый пандидо хамбо-лама, как Вы относитесь к введению в школах уроков по основам религии?

- А сколько учеников не любит учебные предметы в школе? Мне как-то предлагали назвать одну из улиц в Кяхте именем хамбо-ламы Заяева. А потом представьте ситуацию, когда в криминальной хронике появится сюжет: . Нет уж, пусть лучше будет улица Хоца Намсараева.

В любом деле есть хорошее и плохое. Поэтому, если я скажу, что преподавание буддизма в школе - это хорошо или плохо, я буду не прав. Пусть они будут буддистами только по собственной воле.

- Почему в свое время был допущен захват Санкт-Петербургского дацана?

- Это было предрешено. После перестройки в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и других городах появилось много так называемых буддистов. И это движение рано или поздно должно было себя как-то проявить, дать выход накопившейся энергии. Власти не смогли это предусмотреть. В этом проявилась и некоторая периферийность Петербурга. Мы, буддисты, мирные и спокойные люди. И тамошние чиновники, наверное, до сих пор не знают, где живут буддисты. Сейчас ситуация вокруг дацана более-менее стабилизировалась.

- И это тоже должно было случиться?

- Нет. Если захват был предрешен, то его возврат - нет. У меня не было уверенности в этом. Судебная тяжба длилась четыре года. Нам удалось отстоять его во многом благодаря настойчивости и даже обреченности нашего Буда-ламы Бадмаева. Он стоял до конца, другого пути у него не было. Бадмаев возвращал свой долг, ведь человеческая карма подобна долгу. Родившись, человек берет бессрочный заем у родителей, своего народа и родной земли и возвращает его всю жизнь.

- Каковы отношения Сангхи с буддистами?

- Мы не сможем воспрепятствовать расширению веры. По мере распространения в каждой новой стране вера приобретала особенности ее народа. Сейчас есть тибетский, китайский, японский буддизм, продолжается формирование российского.

- Движение буддистов должно приобрести некие организационные формы. Смогут ли они тогда претендовать на ведущие роли в стране?

- За 300 лет истории буряты доказали свою природу. Мы имеем институт пандидо хамбо-ламы, никогда не проявляли антироссийских настроений. Еще пандидо хамбо-ламы Заяев и Итигэлов присягали императорам России. Зачем менять шило на мыло?

- Досточтимый пандидо хамбо-лама, не кажется ли Вам, что на фоне возрастающей активности церквей протестантского толка буддисты излишне пассивны?

- Любая религия обязана себя защищать. Мы ведем себя не пассивно, а спокойно. Спокойствие - это уверенность в себе, в избранном пути, в своих покровителях - сахюусанах и идамах (божества - защитники веры. - Авт.). И главное, не все решается здесь, на земле, ведь жизнь не заканчивается ее пределами. У того, кто доказывает что-то через унижение другого, нет иной дороги, кроме дороги в ад.

- Какие у Вас отношения с властями республики?

- У нас хорошие отношения. Мы им не мешаем, и они нам не мешают.

- Отличаются ли нынешние хувараки от хувараков Вашего поколения?

- Да. Это реалисты, они живут в свободной стране, и у них есть возможность выбора. Они более свободны и уверены в себе, иногда даже до самоуверенности. И они не знают Ленина. Разрешив восстановить дацан в 1946 году, Сталин допустил ошибку, после этого поражение коммунистов стало предрешенным. Ведь коммунизм нужно понимать как религиозную систему, а какие священнослужители хотят, чтобы их паства уходила в другой храм? В советское время в хувараки шел жесткий отбор, дети элиты - коммунистов и руководителей - не могли быть допущены в дацан.

Сейчас священнослужители стали элитой, заняв место прежних идеологов. А придя к нам, человек попадает в особый мир, но многие приносят сюда то состояние общества, которое есть. И если он нарушает нормы жизни в дацане, то его наказывает не ширетуй и не хамбо-лама, а тот, кто свыше. Не случайно у нас достаточно высокая текучесть. Это - сумма внешних и внутренних препятствий, заложенная в человеке, не позволяющая добиться поставленной цели.

- До Октябрьской революции в Бурятии были штатные, дацанские, и степные, бродячие, ламы. Не кажется ли Вам, что в настоящее время эта практика возрождается? И не связано ли это как с быстрым ростом количества лам, по некоторым сведениям, их число на территории Бурятии порядка тысячи человек, так и с существующими противоречиями в монашеской среде?

- Я как буддист считаю, что моей духовной матерью является дацан, а духовным отцом - его сахюусан, и поэтому никогда не уйду из дацана. Ламы, покинувшие дацан, это сироты, я жалею их.

- Как Вы отличаете буддистов от атеистов?

- Человек, который верит на 40 процентов себе, а на 60 - силам свыше, это буддист. Тот, который верит самому себе на 90 процентов, это атеист. Верующий ощущает присутствие божества и хоть раз в сутки думает о нем. А человек, который раз в год ходит в дацан, на что может рассчитывать? По своей сути буддизм - это свободная религия, и каждый приходит к ней сам. Просто нужно знать, что существуют ад и рай, а жизнь бессмертна.

- Какие меры предосторожности предпринимаются вокруг нетленного тела хамбо-ламы Итигэлова?

- У него есть защитники и без нас, его сахюусаны, а наша задача состоит только в помощи им. Ведь он еще при жизни создал все условия для сохранения своего тела, хотя это против всякой логики. И когда мы смотрим на его тело, мы видим невидимое, - пустотность. Нагарджуна утверждал, что у любого человека рождается тело, развивается, а после смерти разрушается. То есть, обретая тело, мы неизбежно должны его потерять. И потому у меня есть большие сомнения по самому факту рождения хамбо- ламы Итигэлова:

- Хамбо-ламу Итигэлова признали хубилганом - перерожденцем хамбо-ламы Заяева. В свою очередь, говорят, что при подъеме нетленного тела один старик из Оронгоя указал на Вас как на перерожденца Итигэлова. Между тем Вы не признаете институт перерожденцев. Нет ли здесь противоречия?

- Я не перерожденец Итигэлова, и связь с ним у меня незначительная. В бурятском буддизме признают институт хубилганов. Но только после ухода человека из жизни, когда хубилган проявил все присущие ему качества. А при жизни он обыкновенный человек. И главное ведь не то, что совершил человек, а то, что осталось после него. В этом сущность буддизма

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях