Общество
3120

Знаки для дворников и губернаторов



Отличительным признаком верхнеудинских дворников до 1917 года была не только метла, но и бляха, которую они пристегивали поверх фартука. На ней были написаны адрес дома и номер полицейского квартала

Такие должностные знаки до революции носили все чиновники и служащие в России. Два года назад в Музее города Улан-Удэ появился уникальный экспонат - должностной знак служащего Верхнеудинской тюрьмы. Его обнаружили рабочие, проводившие земляные работы.

- Принесли, показали. Мы его за сто рублей купили, - рассказывает Любовь Цыренова, главный хранитель Музея истории города Улан-Удэ. - Сначала даже не представляли его ценности. Потом начали проводить исследования и выяснили, что это вещь во многом уникальная, можно сказать, единственная в своем роде.

Знак представляет собой бляху размером 102 на 75 мм, изготовленную из латуни. На лицевой стороне по ровному краю овала надпись . В центре вычеканены цифры и . От центра по краю идут два отверстия, видимо, для того чтобы ее закреплять. Оборотная сторона гладкая. Число означало, что служитель тюрьмы проходил в списках под этим номером. Бляхи носились на мундирах, зимой переносились на шинель. Министерство разрешало работникам тюрьмы за ее пределами ходить без формы, потому что вид черных мундиров мог вызвать антипатию у населения.

Сейчас находка хранится в музее. Уже выставлялась в экспозиции , посвященной организации управления в Верхнеудинске.

- К вспомогательным историческим дисциплинам, например к фалеристике, коллекционирование должностных знаков специалисты пока не относят, - говорит Любовь Баировна. - Точного определения этому пока нет. В начале 90-х ученые попытались сделать каталог. Но им было сложно классифицировать знаки, так как в России их было очень много.

Дошедшие до нас должностные знаки Верхнеудинска хранятся также в Музее истории Бурятии. Порядка десяти - в частной коллекции улан-удэнца Анатолия Сахирова. Было больше, но он подарил их иркутскому коллеге.

В последнее время Анатолий Михайлович старается собирать экспонаты, связанные с историей Бурятии и Верхне-удинска, в частности. Особая гордость - кожаный кушак, который принадлежал когда-то бурятскому полицейскому.

- Буряты ввиду их народных традиций вместо блях носили кушаки кожаные, - говорит коллекционер. - Его принес мне человек, у которого предки служили в полиции. В России знаков было очень много. Если знаки высших чинов власти как-то регулировали, то низшие чины могли сами себе их изготавливать. Иногда их вообще могли делать подпольно народные умельцы.

Ношение знаков подчинялось в России некоторым негласным, но тем не менее строгим правилам. Знаки на широких цепях, носившиеся на шее, принадлежали высоким чинам, как правило, лицам дворянского происхождения. А знаки, носимые на тонких цепочках или прикрепленные короткой цепочкой к булавке, - лицам невысокого, но служивого деревенского ранга. У низших чинов, от носильщика до лесника, были бляхи.

В каждой губернии и уезде изготавливались свои знаки. Одни были овальными, другие - круглыми. Они различались размерами, качеством и тщательностью изготовления. Форму блях разрешали делать произвольной, так как изготавливались они на средства города и утверждались городской Думой. Сами члены городской Думы носили знаки из серебра.

По указу от 1886 года полицейские должны были носить на шапке или околыше фуражки герб губернии. У городовых на околыше крепилась бляха с выштампованным гербом губернии, а под ним на металлической ленте был вырезан личный номер полицейского.

После перемещения знака на фуражку нагрудная бляха была отменена. Но это касалось лишь государственных полицейских. В ряде крупных городов сохранялась своя полиция, содержавшаяся на городские средства. Она имела знаки, придуманные в самом городе.

Должностные знаки имели значение до революции. В советское время все, что было связано с царизмом, тем более с какими-то отличительными знаками, которые определяли ранг чиновника, целенаправленно уничтожалось. Многие просто боялись хранить их у себя. Если в семье находили Георгиевский крест, его владельцев расстреливали. Должностные знаки или прятали, или просто выбрасывали. Поэтому до нашего времени дошли лишь некоторые из них.

После Октябрьской революции новой власти потребовались свои собственные знаки. Первыми возродились знаки полицейские и родственные им. В феврале 1918 года была организована Московская народная милиция. Сотрудники получили бронзовые нагрудные знаки с прорезным порядковым номером. В верхней части знака помещался Георгий Победоносец на коне с копьем: тогда еще не была разработана символика и геральдика советского государства. Однако с введением форменной одежды для советской милиции, с появлением символики государства 5 сентября 1918 года были введены нагрудные знаки из белого металла для рядовых милиционеров, из желтой латуни - для командиров. Впоследствии они неодно-кратно изменялись, некоторые дожили до наших дней.

Сейчас на форменных мундирах можно увидеть различные нашитые знаки, объясняющие принадлежность к тому или иному ведомству, название должности и многое другое.

Специальные нарукавные знаки и нагрудные жетоны получат вскоре и участковые милиционеры.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях