ВИЧ-инфицированная улан-удэнка родила здорового ребенка. Сейчас для нее главное - жить как можно дольше:
Однажды 22-летней Наталье в компании показали на ВИЧ-инфицированного молодого человека. Ей он сразу же стал неприятен, Наталье не хотелось не только с ним разговаривать, но и даже находиться рядом. А спустя год ей поставили такой же диагноз. Только тогда девушка поняла, что была не права, что тот парень ничем, кроме страшного диагноза, не отличался от остальных
Изменение числа
ВИЧ-инфицированных в РБ по годам
Информация представлена Республиканским центром профилактики СПИДа и инфекционных заболеваний
День, когда она узнала о своем статусе ВИЧ, Наталья запомнила навсегда. Тогда, 6 октября 2000 года, она пришла в женскую консультацию, чтобы встать на учет по беременности. Сдав анализы, она узнала, что у нее предположительно ВИЧ-инфекция. Девушка не поверила, что болезнь может затронуть и ее: она не употребляет наркотики, у нее был только один мужчина - отец ребенка. Но диагноз подтвердили и в центре СПИДа.
- Сначала шок, конечно, был, - рассказывает Наталья, невысокая блондинка, одетая в отороченную мехом кожаную куртку. - Мне врачи что-то говорят, успокаивают, а я почти ничего не слышу. И, наверное, неделю была в таком состоянии, дома сидела и думала, думала, что дальше делать.
- Шок - это первая реакция тех, кто узнает о своем заболевании, - говорят врачи Центра СПИДа. - Кто-то впадает в истерику, плачет, кричит, кто-то уходит в себя и молчит. Мысль покончить жизнь самоубийством посещает почти всех.
- Мы об этом прекрасно знаем, успокаиваем их, - рассказывает Людмила Левантуева, заведующая клиническим отделом Центра СПИДа, - обязательно спрашиваем, есть ли у них суицидальные мысли. И в зависимости от ситуации стараемся обозначить приоритеты для человека.
Для Натальи таким приоритетом могло стать будущее рождение ребенка. Она долго не могла решить, как ей поступить, знала, что ребенок тоже может родиться инфицированным. Мама и близкие подруги, которым она сообщила о своей беде, всячески поддерживали ее, но молодой человек, который и заразил Наталью, отнесся к этому совсем по-другому.
- Мы с ним пять лет знакомы были, - рассказывает девушка. - Он, оказывается, кололся, редко, где-нибудь в компании, да уколется. О том, что у него ВИЧ, узнал от меня. И сказал: делай аборт, думал, что больной ребенок родится.
Риск рождения ВИЧ-инфицированного малыша от больной матери составляет от 25 до 50 процентов. При соблюдении всех рекомендаций врачей и при ранней постановке на учет в Центре СПИДа эту вероятность можно снизить до восьми процентов.
Наибольшее количество
ВИЧ-инфицированных проживает
В Железнодорожном районе - 764, в Октябрьском - 452, в Советском - 219.
В Заиграевском районе - 106, в Селенгинском - 62, в Кяхтинском - 52.
- У Натальи молодой организм, нет вредных привычек и ВИЧ-инфекция выявлена рано, - разъясняет Людмила Анатольевна. - Мы предположили, что, возможно, родится здоровый ребенок.
Беременность у женщины проходила нормально. Наталья чувствовала себя хорошо, ее не коснулись обычные для этого положения сложности: не болела поясница, не отекали ноги и не было проблем с давлением. Зато она выполняла множество предписаний: ежедневно наблюдалась у врача, принимала противовирусные препараты, сдавала множество анализов.
Сын родился в срок, хотя малыш был крепеньким, ему пришлось давать лекарства.
- Ребенка, рожденного от ВИЧ-инфицированной матери, наблюдаем минимум до 18 месяцев, - объясняет врач, - при необходимости до трех лет, только после этого мы можем сказать, здоров ребенок или нет. Сейчас мальчику год и восемь, и я почти уверена, что он не ВИЧ-инфицирован.
Пути заражения ВИЧ-инфекцией, зарегистрированные в РБ
При употреблении наркотиков - 1524 чел. - 76,6%.
Половой путь - 351 чел. - 17,6%.
От матери к ребенку - 12 чел. - 0,6%.
В 103 случаях путь передачи не установлен.
Сынишка Натальи внешне похож на маму и немного на папу. Веселый карапуз Димка - всеобщий любимец. С ним с удовольствием водятся подруги Натальи, а бабушка и особенно дедушка в нем души не чают. Иногда приходит и его отец.
Для Натальи сейчас самое главное - жить как можно дольше, чтобы увидеть, как растет ребенок. Сегодня она чувствует себя хорошо, а последние два года даже ни разу не простывала. Но она знает, что такой относительно спокойный период продлится всего шесть-семь лет. Потом понадобится медикаментозная поддержка организма, новые обследования, могут появиться сопутствующие заболевания...
Но пока жизнь Натальи ничем не отличается от жизни других молодых мам. Все ее время занято ребенком - кормление, стирка, уборка, прогулки. Такие же проблемы, как и у всех малышей: режутся зубки, простуды, детские капризы. Наталья не замыкается в себе.
- Я встречаюсь с подругами, - рассказывает она, - может быть, не так часто, мне некогда, но на улице гуляю, с такими же, как я, мамами разговариваю. А когда Димка подрастет, в садик пойдет, я выйду снова на работу. (Раньше Наталья работала продавцом в магазине. - Авт.).
Иногда девушка даже забывает про свой статус. Но порой вспоминается тот парень из компании, рядом с которым ей было неприятно сидеть. Теперь она понимает, как была к нему несправедлива.
Общество
1993