Общество
1843

Куда ушли родительские деньги?

Члены попечительского совета Иволгинской средней школы подозревают, что средства украли

Почти год в этой школе регулярно начисляли зарплату несуществующей учительнице. Кто получал за нее деньги - неизвестно

Сбор денег на нужды школы - дело традиционно добровольно-принудительное. Впрочем, тридцать рублей, которые ежемесячно сдают в Иволге, сумма не такая уж большая. Многие родители согласны с тем, что система образования переживает не лучшие времена, и рады бы помочь. Не хватает им только одного: уверенности, что администрация школы потратит их средства по назначению.

Сомнения эти возникли в октябре прошлого года, когда приступил к работе новый попечительский совет, председателем которого стала профессиональный финансист. Проведенная в школе ревизия выявила такие нарушения, что родители обратились в прокуратуру.

Директор школы Нима-Ханда Дамбаева утверждает, что все финансовые вопросы в школе всегда решались в рамках закона, присваивать родительские деньги не пыталась ни она, ни кто-то из сотрудников.

В настоящее время по факту нецелевого использования директором Иволгинской школы денег, собранных попечительским советом, возбуждено уголовное дело. Опровергнуть или подтвердить обнаруженные родителями нарушения предстоит сотрудникам ОБЭП.

О том, что с деньгами в школе творится что-то неладное, родители подозревали давно.

- У меня самой дочь там учится, - рассказывает Любовь Васильевна Иванова, председатель попечительского совета. - Летом 2002 года они работали в подсобном хозяйстве, устраивались через Фонд занятости. В сельской администрации они получили деньги, 527 рублей. После этого их классный руководитель всех встретила, отвела в школу и сказала: давайте мы эти деньги соберем и сдадим в кассу на хранение директору.

- Дело было как раз перед выпускным, - добавляет Вячеслав Касьянов, член совета. - Дети не хотели отдавать - у всех уже планы были, кто платье хотел купить, кто костюмчик. 500 рублей - деньги. Но их заставили отдать.

Оставить заработанное себе смогли только две девочки, которые успели получить свои 500 рублей до того, как в сельскую администрацию пришла учительница. Остальные деньги - всего 17 тысяч - пошли якобы на ремонт спортзала, который тем не менее закрыт до сих пор.

Деньги эти, по словам директора Нима-Ханды Бабасановны, только оформили на эти два класса, потому что они работали именно в июле, когда средства были перечислены. А предназначались они для всей параллели. Поэтому старшеклассники, узнав, что претендуют на вознаграждение не они одни, сами передали заработок родной школе.

по-иволгински

Когда Любовь Васильевна Иванова минувшей осенью была избрана председателем попечительского совета, она была поражена, с какой небрежностью ведется учет родительских средств: . Доверили это дело Вячеславу Касьянову, который хорошо знал вопрос изнутри, так как два года был в школе управляющим подсобным хозяйством.

- Выяснилось, - рассказывает он, - что все деньги получал в основном зам по АХЧ. Закупает-расходует, списывает товарно-материальные ценности, на склад ничего не сдает. Нет ни требований, ни накладных... По журналам с 8 ноября по 8 января 2003 года куплено 32 мешка цемента. Ни один из них на склад не поступал. Извести по ордерам куплено за весну и лето 650 кг. На самом деле - 8 мешков по 50 кг, итого - 400. Краски половой куплено 225 банок, на 27 тысяч рублей! Куда делось такое огромное количество краски?!

По большому счету, ничего нового для Вячеслава Николаевича в этом не было. Удивило его только одно - . Оказалось, что в ведомости на зарплату регулярно фигурировала фамилия учительницы Нимаевой (фамилия изменена в интересах следствия. - Авт.), которую в школе никто не знал. Одной из первых обратила на это внимание Валентина Астраханцева, в ту пору работавшая начальником Иволгинского управления образования.

- Мы время от времени проводили там проверки, - говорит она. - В октябре я увидела в ведомости эту Нимаеву, она числилась как руководитель второй группы продленного дня. Я спросила учителей: кто это такая? Говорят, у нас такая не работает. Пошла в школу - действительно, группа продленного дня работает только одна.

Директор, к которой обратилась Астраханцева, объяснила, что Нимаева болеет, и вопрос был закрыт. Но, видимо, выздороветь мифической учительнице с осени прошлого года так и не удалось. По крайней мере, до 5 февраля две ее , учительницы начальных классов, просившие не называть их имен, не встречались с ней в Иволгинской школе ни разу.

- Она работает, эпизодически... - туманно прокомментировала этот факт директор Дамбаева. - У нее проблемы.

Правда, каким образом можно руководить несуществующей продленкой, она объяснить не смогла.

Купили только шторы

Полный список нарушений, обнаруженных попечительской ревизией, занял почти четыре стандартных страницы. Директора подозревают в присвоении не только денег, но и школьной мебели, мяса забитой школьной коровы, в покровительстве заму по АХЧ. К примеру, когда тот был оштрафован ЦГСЭН за антисанитарию на территории школы, чистили туалеты и двор ученики, а штраф заплатили учителя, у которых с зарплаты удержали по 50 рублей.

О результатах проверки сообщили всем родителям. Собрание, состоявшееся четвертого декабря, прошло очень бурно. 30 рублей в месяц - сумма незначительная. Но если умножить ее на 9 месяцев учебного года и на 997 учащихся, она вырастает до без малого 270 тысяч рублей. О том, куда уходили эти деньги, большинству родителей не было известно ничего. Наталья, мама третьеклассницы Эржены, рассказала, что их классная руководительница один раз показала новые шторы. Другие родители не смогли припомнить и подобных случаев. Многие задавали вопросы директору.

- Никакого ясного ответа она дать не смогла, - считает Марина Бужинаева, мама второклассника. - Я не против сдать деньги, я понимаю, что родители должны платить, что это надо. В прошлом году даже голосовала, чтоб увеличить плату... Но деньги любят счет. Это другое дело, как они тратятся.

Директор школы Нима-Ханда Дамбаева убеждена, что деньги тратились, как положено, а все обвинения в ее адрес - клевета, и на свет появились только потому, что к ней неприязненно относится сам Вячеслав Касьянов. Публикация в одной из республиканских газет информации о том, что нарушениями в ее школе занялись правоохранительные органы, стала для нее полной неожиданностью.

- На всю республику опозорили, - тихо говорит Нима-Ханда Бабасановна. - Всю ночь не спала я...

Все факты найденных нарушений можно, по ее словам, объяснить. Так, известь, краска и цемент, по ее словам, действительно не поступали на склад, но только потому, что сразу же и расходовались на ремонт лаборатории, туалетов и мастерских. Штраф завхозу действительно помогали платить учителя, но добровольно, потому что его семью это оставило бы без денег на два месяца.

Так это было или нет, предстоит установить отделу по борьбе с экономическими преступлениями, который уже возбудил уголовное дело, рассказал Валерий Васильев, начальник отделения ОБЭП. Правоохранительные органы намереваются провести собственную ревизию.

А попечительский совет Иволгинской школы намерен отныне четко отслеживать, куда уходят родительские деньги.

- До сих пор еще из школы приходят, просят деньги под отчет туда, сюда, - говорит Любовь Иванова, председатель совета. - Я им сразу объясняю, что больше такого не будет. Открыт специальный счет. Все деньги вносят в бухгалтерию РОНО, они перечисляют на счет, а оттуда уже - на нужды школы и только по смете.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях